Фронтальное занятие в старшей логопедической группе

Тема: «Золотая осень»

Цель: Расширение словаря по теме. Уточнение знаний детей об осени. Развитие словообразовательной функции речи на основе упражнений детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: кот Матроскин, картинка, которую нарисовал кот, д/игра «Угадай, какое время года», д/игра «Угадай, с какого дерева листочек».

Словарь: предметный: осень, небо, земля, погода.

Глагольный: наступает, опадает, желтеет.

Признаков: дубовый, кленовый, ивовый, ореховый, тополиный, берёзовый.

Ход

Логопед- ребята, давайте подойдём к окну и посмотрим.

- Какая сегодня погода?

- Какое небо?

- Какая земля?

- Какие стали деревья?

- Какое время года наступило?

- Какие следы оставила ранняя осень? На земле?

(свободные высказывания детей)

Стук в дверь. Логопед идёт к двери и вносит конверт.

-Ребята, почтальон Печкин принёс нам конверт, а от кого это письмо нам нужно отгадать.

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

-Кто это? (кот)

-Правильно, это письмо от кота Матроскина!

-А как сказать ласково про кота? (котик, котёночек)

Входит игрушка кот.(можно использовать компьютерные технологии)

-Здравствуйте ребята, вы так ласково меня назвали, что мне захотелось к вам в гости прийти, и загадку обо мне вы отгадали. Для вас я принёс разные задания. Вот картинки-загадки д/игра «Угадай какое время года» (на столе лежат картинки с временем года осень, каждый ребёнок берёт картинку и угадывает какое время года).

-Какое время года изображено на картинке?

-Почему ты так думаешь?

Дети- Дует ветер, наклонились деревья, на деревьях пожелтели листья, птицы собираются в тёплые края.

Кот- ну, что же молодцы ребята, с этим заданием вы справились, а ещё для вас я принёс картинку. Я сам её нарисовал.

-Посмотрите, какие деревья?

-Почему они не зелёные?

-А как ласково можно назвать лист?(листик, листочек).

-А почему листья кружатся в воздухе?(это листопад).

-А что такое листопад?(это когда опадают листья)

-Ребята, а как вы думаете, почему ветки наклонились?

-А почему так много птиц?

-Куда они собираются?

-Скажите, как можно назвать эту картину?(Осень. Золотая осень.)

Кот- и с этим заданием вы справились, молодцы. А теперь давайте играть.

Физ. пауза: Ветер дует нам в лицо – взмахи руками

Закачалось деревцо — качаемся

Ветерочек тише, тише – приседаем

Деревцо всё выше, выше – поднимаемся на носочки

Кот- Посмотрите, сколько листьев опало. Давайте соберём листочки и угадаем, с какого они дерева? Д/игра «угадай с какого дерева листочек»

Молодцы ребята! Мне очень понравилось играть с вами, но мне пора уходить. На прощание я хочу подарить вам стихотворение Михаила Пришвина об осени.

Вот и осень наступила,

Ножки в луже промочила,

Ветерок чихнул?

С дерева упал листок

Повернулся на бочок и уснул.

(разучивание стихотворения)

Итог занятия.