Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Воспитатель

МБДОУ ЦРР – д/с №3 «Звездочка»

Наводная Елена Валерьевна

«Реализация художественно — эстетического направления развития детей дошкольного возраста в аспекте новых образовательных стандартов»

Цель: формирование у педагогов профессиональной компетентности

освоения образовательной области «Художественное творчество»

в условиях реализации ФГТ.

Задачи:

выработать систему работы по художественно-эстетическому развитию детей, с учетом новых ФГТ;

способствовать положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности;

развивать художественно — творческие способности воспитанников посредством интеграции различных видов деятельности;

повышать активность и творческие проявления педагогов в

обобщении, распространении педагогического опыта.

Содержание образовательной области «Художественное творчество»

Цели:

формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, конструирование);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству

Цель: Формирование у детей раннего возраста эстетического восприятия и художественно — творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи: Развитие восприятия формы и цвета;

Развитие мелкой моторики рук

Сочетание творческой деятельности, упражнение для тренировки пальцев с речевым развитием детей.

В возрасте 1-3 лет любой ребенок – уникальная личность. Он стремится все исследовать, все попробовать, он способен оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства. В этом возрасте уже можно приобщать ребенка к художественному творчеству, развивать эстетическое восприятие мира.

Малыши 1-3 лет воспринимают художественное занятие как изучение чего-то нового или как опыт чего-то необычного и интересного. Для них увлекательнее само занятие, а не результат.

Для ребенка творчество – это процесс, а не результат.

Задача взрослого – создать малышу полноценное и безопасное условие для развития творческих способностей.

Примерное распределение занятий на год по рисованию, лепке, конструированию.

Рисование

Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастерами, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.

Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа.

Лепка

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.

Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п.

Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку,

Общими задачами обучения конструированию, для всех возрастных групп являются следующие:

Научить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, соединять концы палочки, сплющивать шар , сминая его ладонями обеих рук;

Научить прищипыванию, вытягиванию отдельных частей из целого куска;

Научить создавать образцы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

Конструирование

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание что-то строить самостоятельно.

Способствовать развитию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

По окончании игры приучать убирать все на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.

Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Общими задачами обучения конструированию, для всех возрастных групп являются следующие:

Научить сооружать постройки по образцу, по собственному замыслу;

Научить различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок), использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);

Научить выделять основные части и детали конструкций, строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь.

Эстетическое развитие.

Для работы необходимо выбирать разнообразные цвета и оттенки. Нужно помочь ребенку сравнить различные варианты. Что позволит пробудить в ребенке эстетическое чувство и научить видеть красоту.

Развитие речи.

В ходе работы ведутся непрерывные беседы с ребенком. Такая деятельность стимулирует его речевую активность, речевое подражание, настоящий диалог с игрушечным персонажем.

Личностное развитие

Важно, чтобы он чувствовал уважение к своим творениям. Почаще хвалите малыша. Такое отношение побуждает ребенка к деятельности и достижению результата.

Ознакомление с окружающим.

Для работы отбираются сюжеты близкие опыту ребенка. Это уточняет уже усвоенное знание. В ходе работы ребенок узнает много нового, закрепляет знания о цвете, величине и форме.

Результаты работы

По результатам работы, наметились определенная положительная динамика в художественно-эстетическом развитии детей:

результатам работы у малышей формируется сенсорный опыт. Дети начинают различать цвета,

формируется пространственное понятие (вверх, вниз и др.),

развивается познавательная деятельность, расширяется представления детей об окружающих реальных предметов, соответствующих их восприятию,

развивается речевое и игровое общение детей, обогащается словарный запас; развивается восприятие, внимание и память,

дети радуются своим рисункам, называют то, что нарисовано.