«Царство лекарственных растений».

Викторина

для детей подготовительной к школе группы

Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых;

Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Доставить чувство радости, создать праздничное настроение.

Задачи:

Образовательные

уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях Бавлинского края;

формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма;

Воспитательные

воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Коррекционные

вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;

совершенствовать диалогическую речь, как средство общения;

Формирование словаря:

обогащение природоведческого словаря: мята, крапива, подорожник, зверобой, душица, тысячелистник, шалфей, ромашка, полынь, пастушья сумка, одуванчик, мать-и-мачеха, лопух, каланхое, календула, герань, алоэ, девясил, чистотел.

-Введение в речь эмоционально-оценочной лексики.

Активизация словаря:

согласование существительного с прилагательным.

Предшествующая работа:

экскурсия в лес;

конкурс детских рисунков «Растения — наши друзья»;

дидактическая игра «Узнай по запаху»;

чтение художественной литературы о лекарственных травах,беседы.

Оборудование к викторине:

ребусы

проектор

мешочки с сухими лекарственными травами

медали для награждения

Музыкальный ряд:

звукозапись «Звуки леса»

вальс Ф.Шопена

Изобразительный ряд:

иллюстрации с изображением лекарственных растений

Ход викторины:

Дети входят в зал под музыку (звучит вальс Шопена), делятся на команды, взяв цветовые фишки.

Воспитатель:

-Сегодня у нас с вами веселый праздник. Я знаю, что вы любите природу родного края, бережно относитесь к растениям, много о них знаете. Вот сегодня вы и покажете свои знания.

-Я хочу вам представить наших уважаемых «Мудрецов», которые будут оценивать ваши ответы (ведущий представляет «Мудрецов» родителей и педагогов МДОУ)

На викторинах команды выполняют задание и получают за это флажок. Чья команда соберет большее количество флажков — выигрывает.

Первое задание – название команды

-Узнать название вашей команды, можно собрав разрезные картинки (раздаю конверты обеим командам).

-Чья команда первая справиться с заданием — возьмитесь за руки и поднимите их вверх — это будет сигнал готовности.

-Команда, первая выполнившая задание, получает флажок от «Мудрецов».

Дети надевают эмблемы с изображением «Ромашек» — название первой команды, «Одуванчиков» — название второй команды.

Второе задание — выбор капитанов

Воспитатель:

-А теперь командам нужно выбрать капитана. Посовещайтесь все вместе и решите, кто будет возглавлять вашу команду.

Третье задание – расшифруй лекарственное растение

-Внимание, следующее задание: Перед вами на доске зашифрованы названия лекарственных растений — они состоят из первых букв предметов изображенных на картинках.

Обруч Экскаватор Лопата Акула (АЛОЭ)

Апельсин Мяч Танк Якорь (МЯТА)

Дети совещаются друг с другом в командах, и капитаны объявляют результат.

Воспитатель:

Для того, чтобы проверить правильность ответа — переверните картинки обратной стороной.

Капитаны проверяют правильность выполнения задания у команды соперников.

Следующее задание: блиц-опрос

(быстрый вопрос — быстрый ответ)

Воспитатель:

-Куда занесены растения подвергающиеся уничтожению или исчезновению?

Дети:

-В «Красную книгу»!

Воспитатель:

-Назовите лекарственные травы, занесенные в «Красную книгу»?

Дети:

- Одуванчик поздний, подорожник наибольший, шалфей, лопух…

- Воспитатель:

-Отвар, каких трав можно использовать для полоскания горла?

Дети:

-Душица, шалфей, ромашка, подорожник, календула, мята!

Воспитатель:

-Отвар, какой травы используют для возбуждения аппетита?

Дети:

-Отвар полыни.

Воспитатель:

-Какое растение используют для лечения нарывов?

Дети:

- Алое, каланхое.

Воспитатель:

- Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль?

Дети:

-Подорожник.

Воспитатель:

- Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха?

Дети:

-Лекарство от кашля.

Воспитатель:

- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

Дети:

-Чистотел.

- Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива)

«Мудрецы» оценивают ответы детей, дают очередной флажок.

Воспитатель:

-Скажите, где же растут лекарственные растения?

Дети:

-В лесу, на лугах, в саду, дома!

-Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы различаете комнатные и лесные растения.

-Команда «Ромашки» выберет все картинки с изображением «растений – целителей», которые растут в лесу и с помощью магнитов, прикрепит их на магнитную доску. А команда «Одуванчики» поместит на другую доску, «растения – целители», которые растут дома на подоконнике. Будьте внимательными и взаимно вежливыми, старайтесь доброжелательно решить все возникающие проблемы.

После окончания задания «Мудрецы» вручают флажок выигравшей команде.

Воспитатель:

Задание для капитанов

-Мы с вами много читали книг, ходили в лес, где видели и собирали, лекарственные растения, растущие в нашем крае. Следующее наше задание покажет, чья команда лучше знает как применяются «растения – целители» для оздоровления организма.

Капитаны команд выбирают растение и рассказывают всё, что о нём знают.

После окончания задания «Мудрецы» вручают флажок выигравшей команде.

Воспитатель:

-Очередное задание викторины.

-Я раздам каждой команде ребусы — в них зашифрованы названия лекарственных растений.

-Чья команда первая отгадает все три ребуса, как обычно возьмутся за руки и поднимут их вверх — это будет сигнал готовности, а на нашем волшебном экране появятся отгадки.

После окончания задания «мудрецы» вручают флажок выигравшей команде.

Теперь заключительное задание: «Узнай по запаху»

-Я раздам каждой команде по два мешочка с лекарственными травами. Нужно по запаху определить название растения.

После окончания задания «мудрецы» вручают флажок выигравшей команде.

Воспитатель:

-Да ребята, вы знакомы с названиями лекарственных трав, умеете различать, много знаете об их свойствах, способах применения с целью оздоровления организма. Но самое главное, вы научились бережно относиться к природе родного края, видеть его красоту. Я рада, что у «растений – целителей» есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.

-На этом я предлагаю закончить нашу викторину.

-Уважаемые «Мудрецы» я попрошу объявить результаты викторины.

Награждение

Воспитатель:

-Человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…

Можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листа или цветка, если следовать мудрым словам азербайджанского поэта Самеда Вургуна, который пишет:

…Давай пройдёмся

медленно по лугу

И «здравствуй!»

скажем каждому цветку.

Я должен над цветами

наклониться

Не для того, чтоб рвать

или срезать,

А чтоб увидеть

добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашего края. А сейчас наш праздник продолжается, приглашаем вас к праздничному столу! (фиточаепитие)