Цветомузыкальная терапия в коррекционной работе с дошкольниками

(доклад из опыта работы на городской педагогической конференции 26.08.2011г.)

В связи с происходящими изменениями в культурной, нравственной и экономической жизни современного российского общества кроме новых возможностей возникают и новые проблемы в воспитании подрастающего поколения. Не секрет, что в настоящее время мы наблюдаем большое количество детей с нарушением речи, невротическими проявлениями, отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Для решения этих проблем необходимо находить новые формы работы, умело использовать накопленный опыт педагогической науки.

О влиянии искусства на жизнь и здоровье человека было известно давно. В двадцатом веке наряду с великими открытиями в науке и технике терапевтические возможности искусства были подтверждены результатами научных исследований. Среди различных видов искусств самым сильным средством воздействия является музыка. Цветовые воздействия на человека также хорошо известны: цвет влияет на физическое, эмоциональное, психическое и духовное состояние. Объединив цвет и музыку, мы получили новое направление в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками – цветомузыкальную терапию.

Термин «музыкотерапия» в переводе с греко-латинского означает исцеление музыкой. Это средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма, оптимизации творческих сил, призванное обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его жизнь в условиях современного социума.

В XX веке определено несколько направлений музыкотерапии: Парижская школа: Альфред Томатис (целебная эффективность музыки Моцарта). Итальянская школа: Антонио Менегетти (комплексное воздействие через пение, звук, танец). Российская школа: Рушель Блаво (одна из наиболее перспективных методик), С. Шушарджан (вокалотерапия), В. Элькин (объединил музыкотерапию с цветодиагностикой М. Люшера: слово, музыка, живопись).

В музыкотерапии используются преимущественно произведения классической музыки. Музыкальный материал делится на два вида: релаксационный и активизирующий. В классическую релаксационную программу входят следующие произведения: И.С. Бах (медленные части из Бранденбургских концертов); Ф. Шуберт («Аве Мария»); А. Вивальди («Зима»); П. Чайковский («Июнь», «Октябрь» из цикла «Времена года»).

К активизирующим музыкальным произведениям относятся: В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», отрывки из оперы «Волшебная флейта»; П. Чайковский вальсы из балетов, «На тройке» из цикла «Времена года»; А. Вивальди «Весна»; Ф Шуберт «Форелленквартет».

Человек более чем 90% информации об окружающем мире получает через зрение. От того какие цвета видит человек зависит его настроение, физиологические процессы в организме, поведение, реакции на окружающую действительность. Чем больше разного цвета в нашем окружении, тем больше радости и счастья в наших сердцах. Мы интуитивно реагируем на цвет и неосознанно чувствуем его влияние. Научно доказано, что правильное использование цвета способно укрепить нервную систему, повысить иммунитет и, что особенно важно, укрепить дух человека. Одним из первых ощущений человека после рождения является цветовосприятие. Первый цвет, который ребёнок начинает воспринимать – красный, у него самое короткое из всех цветов волновое излучение. Постепенно развиваясь, ребёнок начинает воспринимать один за другим все цвета. Цветоощущения оказывают сильное влияние на психику и организм человека. Это влияние основано на том, что поступающая цветовая информация направляется не только в зрительный центр, но и частично в другие области головного мозга. Там – в управляющих центрах выработки гормонов, жизненных процессов и формирования сознания – основные цвета ( красный, желтый, синий, зелёный) оказывают самые разнообразные воздействия. Красный цвет стимулирует, согревает и тонизирует нервную ткань. Жёлтый цвет способствует развитию интеллекта, снимает психоэмоциональное напряжение. Зелёный – успокаивает, расслабляет, снимает напряжение зрительных анализаторов. Синий – охлаждает, успокаивает дыхание, снимает нервное напряжение.

Современные инновационные методики арттерапии предлагают использование цвета и музыки в оздоровлении ребёнка. Останавливаясь на чисто психологической трактовке цвета в детском рисунке, исследования К. Ащеуловой показали, что холодная гамма цвета свойственна детям интровертам, а теплая экстравертам. Излишняя цветовая контрастность свойственна истеричным, неуравновешенным детям с резкими перепадами настроения. Цвет рассматривается как свидетельство определённой акцентуации характера ребёнка, а также как «детектор» некоторых патологий. Разумеется, на основе единичной работы нельзя делать выводов, ведь она может просто передавать настроение автора на данный момент. Но если одна и та же цветовая гамма переходит из рисунка в рисунок, ребёнок «штампует» фиолетовые, коричневые, чёрные работы – этот факт, безусловно, заслуживает пристального внимания. Умение читать детский рисунок даст возможность профессиональной и психологической помощи ребёнку – психокоррекции. Педагог, разумеется, не врач, но в его силах сделать мир ребёнка светлее и теплее.

Дети коррекционных групп зачастую имеют не только зрительные и речевые нарушения, но и проблемы в психо-эмоциональной сфере. В работе с такими детьми мы используем цветомузыкальную терапию. На протяжении последних шести лет накоплен определённый опыт, отработана методика построения занятий, определены параметры диагностики детей, получены положительные результаты работы.

В начале учебного года совместно с педагогом-психологом, учителем логопедом, учителем-дефектологом, воспитателями выявляем детей, нуждающихся в коррекции и развитии эмоционально-волевой сферы. Провожу беседы с родителями данных детей, объясняю, как эти занятия будут способствовать развитию ребёнка, почему они желательны именно их ребёнку и т. д. Цветомузыкальная терапия является одним из видов дополнительных образовательных услуг, которые предлагает наше дошкольное образовательное учреждение родителям. Курс цветомузыкальной терапии рассчитан на 32 занятия с периодичностью 1 раз в неделю.

На первых занятиях провожу диагностику цветового восприятия в несколько этапов: «заколдованные краски», игры-разминки и упражнения, чтобы определить индивидуальные особенности цветовых ассоциаций у каждого ребёнка. Полученные данные сопоставляем с психологическим портретом ребёнка, определяем особенности его характера, эмоций, коммуникативные навыки, разговорную речь и т. д. Это позволяет во время занятий проявить личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, помочь ему справиться с трудностями. Постепенно формируются навыки общения в коллективе. Дети учатся уважать чужое мнение, повышается самооценка. Использование классической музыки формирует эстетический вкус. Каждый ребёнок имеет возможность проявить и развить творческий потенциал, развивается творческое воображение. Например, на занятии «Золотая рыбка» Артём С. сказал: «А моя рыбка плавает в аквариуме, на дне его золотые камушки и водоросли. Моя рыбка улыбается». Таня Д. : «Моя рыбка спит». На занятии «Солнечные лучики» все хотели сидеть на «волшебном стуле», но говорить друг другу комплименты затруднялись. Руслан М. , как наиболее агрессивно настроенный, категорически отказывался говорить другим детям приятные слова. Тогда я предложила ему сесть на «волшебный стул» и послушать, что ему скажут дети. Ребёнок с удовольствием слушал, как другие дети хвалили его, восхищались им. «Солнечные лучики помогли тебе услышать много хорошего о себе. Тебе было приятно? А теперь давай попробуем Тане сказать комплимент. Я тебе помогу. Посмотри, какие добрые у Тани глаза! Давай скажем ей об этом.» Постепенно ребёнок учился «быть добрым» В группе детей, проходящих курс цветомузыкальной терапии, всегда находятся ребята с очень низкой самооценкой. Они не могут сказать о себе: «Я – хороший!» Особенно часто это бывает, если ребёнок имеет речевые нарушения. С такими детьми работать особенно трудно, необходимо отмечать даже самую маленькую победу, как можно чаще хвалить ребёнка, создавать доброжелательный климат в коллективе. Вика Д. на занятии «Синяя птица» попросила рисунок взять домой: «Хочу, чтобы моя птица была дома. Она будет помогать мне». Девочка почти не разговаривала. Я с трудом поняла её. Ей так понравилась «синяя птица», что она нашла в себе силы высказаться.

На занятиях цветомузыкальной терапии царит атмосфера доброжелательности, терпимости, любви. Дети очень любят эти занятия и посещают их с большим желанием. Здесь они чувствуют себя свободно, легко, радуются успехам, не огорчаются из-за неудач. Каждый ребёнок проходит свой путь, и все его победы и успехи отмечаются педагогом и товарищами. Результативность работы очевидна: к концу курса цветомузыкальной терапии дети становятся более уверенными в себе, умеют общаться друг с другом, понимать свои и чужие эмоции, решать возникающие эмоциональные проблемы. У детей обогащается и активизируется словарь, расширяются знания об окружающем мире, развивается творческое воображение.

Трудно переоценить роль цветомузыкальной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Это, пожалуй, одно из самых действенных, доступных, любимых детьми средств. Поэтому использовать его необходимо широко и полностью.