Учебно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию сенсомоторики и пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта.

№ занятия

Тема

Кол-во занятий

Цель

I .Развитие зрительного восприятия, основных видов чувствительности, внимания и памяти.

1 – 3

Определение формы предметов.

3

Развивать

умение определять форму предметов (по образцу и самостоятельно);

зрительно – слуховую память;

произвольное внимание.

4.

Распознавание предметов с помощью осязания

1

Развивать

умение распознавать предметы с помощью осязания;

тактильную память.

5 — 8

Выделение признаков предметов.

4

Развивать

умение выделять признаки предметов (цвет, форма, величина, назначение) – с помощью и самостоятельно;

произвольное внимание.

9 – 12

Сравнение предметов по различным признакам.

4

Развивать

умение сравнивать предметы по различным признакам (с помощью и самостоятельно);

механическую зрительную память;

произвольное внимание.

13 –

15

Классификация предметов.

3

Развивать

умение выделять признаки предмета;

классифицировать предметы по существенным и несущественным признакам (с помощью);

произвольное внимание;

зрительную память.

16 –

18

Формирование целостного образа предмета.

2

Развивать

-умение выделять контур, части, из которых состоит предмет, узнавать предмет, изображённый в необычном ракурсе, в изменённой форме.

-зрительную память, произвольное внимание.

19 –20

Восприятие цвета

2

Развивать

-умение подбирать оттенок цвета по образцу,

-умение выполнять задание по инструкции (устной или письменной),

-произвольное внимание.

Расширять словарный запас.

II. Развитие общей и мелкой моторики. Повышение функционального уровня систем организма, энергетического потенциала.

21 –

28

Развитие координации движений и функции равновесия.

8

Способствовать развитию

-координации движений;

устойчивости;

равновесия;

зрительной, двигательной памяти

произвольного внимания.

Умение делать самомассаж, дыхательные и глазодвигательные упражнения.

29 –38

Развитие координации тонких движений пальцев и кисти рук.

10

Способствовать развитию

-координации тонких движений пальцев и кисти рук,

-графических навыков,

-внимания и двигательной памяти.

Умение делать самомассаж, дыхательные и глазодвигательные упражнения.

III. Развитие пространственных представлений

39 –

42

Формирование пространственной дифференциации самого себя, представлений о схеме тела.

4

Способствовать развитию

представлений ученика о схеме тела;

умения работать с графическими схемами;

понимания себя и других людей в пространстве;

зрительно – слуховой, двигательной памяти;

- произвольного внимания.

43- 48

Ориентировка на плоскости и в пространстве.

6

Развивать умения

ориентироваться на плоскости, в пространстве с опорой на словесную инструкцию и самостоятельно

понимать положение предметов в пространстве и называть их.

49 – 52

Определение сходства и различия предметов, по – разному расположенных в пространстве.

4

Развивать умения

-определять сходства и различия предметов, по – разному расположенных в пространстве.

Развивать зрительную память, произвольное внимание.

53 –56

Комбинирование на плоскости и в пространстве

4

Развивать умение

-составлять из частей целое изображение на плоскости и в пространстве (по образцу и самостоятельно).

Развивать зрительную память и произвольное внимание.

Закрепить умения выполнять самомассаж, дыхательные, глазодвигательные упражнения.

 

 

 

Приложение к тематическому планированию

№ занятия

Игры и упражнения

Словарь, фразы на слух

1-3

1. “На что похоже?” (на примере овощей и фруктов);

“Найди свой стул”;

Геометрическое лото;

“Найди форму в предмете”;

“Узнай и запомни”;

“Кто быстрее найдёт предмет указанной формы”.

Круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;

Похож на…

Какие овощи похожи на… Найди… Что в классе похоже на квадрат?

Запомни…

4.

“Волшебный мешочек”;

“Дорисуй предмет”

Я достал круг, квадрат…

Мне трудно…Мне легко…

5 – 8

“Волшебный мешочек”;

“Длинный и короткий”

“Толстый и тонкий”.

“Большой – маленький”.

5. “Что не дорисовал художник”.

Длинный , короткий, толстый, тонкий, большой, маленький.

Это большой мяч.

Это маленький мяч.

9 –12

1.Выделение замаскированных деталей и изображений.

2.“Помоги Незнайке”.

“Сравни предметы … картинки”

Запомни геометрические фигуры.

Исправь ошибку.

Чем похожи, чем различаются.

Запомни и нарисуй.

Я нарисовал треугольник…

13 –15

“Что лишнее?”.

“Дорисуй ряд”.

“Найди фрукты…”

“Назови и запомни”.

Убери лишнюю картинку.

Я убрал… Это фрукты, это овощи…

Повтори…

Дорисуй ряд…

16 –18

“Что нарисовано” (узнавание объекта по контуру)

“Из каких частей состоит предмет?”.

“Угадай, что спрятано?”

“Нарисуй по памяти”

Контур, части предмета

Нарисуй по памяти.

У меня не получается. Помогите мне, пожалуйста.

Я нарисовал…

19- 20

“Какого цвета нет”.

“Что бывает такого цвета”

“Светофор”

“Запомни и найди”.

Название основных семи цветов.

Оттенки цвета (тёмно – синий и т.д.)

Я раскрасил так же…

У меня такой же цвет.

21 –28

1.Пантомимика (подражание предметам живой и неживой природы).

2.Выполнение асимметричных движений по подражанию.

“Срежь предмет с закрытыми глазами”.

“Нарисуй и вылепи с закрытыми глазами”.

“Попади в цель”.

“Повтори движения”.

“Завяжи бант с закрытыми глазами”.

Коснуться правой рукой левого уха и наоборот.

Хлопки ладонями, кулаками. Самомассаж.

Работа с локальными мышечными движениями.

11.Глазодвигательные упражнения.

12.Дыхательные упражнения.

Сделай так же…

Закрой глаза, открой глаза.

Нарисуй – нарисовал.

Попал – не попал.

Потянись.

Повернись направо — налево…

Подними руки вверх.

Повтори движения

Коснись правой рукой левого уха.

Дует ветер.

Идёт волк.

Прыгает заяц.

Летит бабочка.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




© , 2018