Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста.

(сообщение для родителей)

Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных времен.

Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она ее напевает, убаюкивая ребенка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел совершенно исключительного значения. Песни, сказки, которые ребенок слышит и усваивает с раннего детства, всегда несут в себе местные особенности народного творчества.

А.Пушкин, М.Горький, К.Ушинский, художники П.Федотов, И.Репин, С.Коненков, композиторы М.Глинка, М.Мусоргский и др. не раз в своих воспоминаниях подчеркивали особую роль музыкальных впечатлений, полученных ими в детстве. Эти переживания у многих из них оставались на всю жизнь и свидетельствовали о глубоком влиянии на последующие вкусы, интересы и даже на профессию человека.

Народная музыка, песня понятна, близка и нашим детям. Почему простота народной мелодии так содержательна, а напев так выразителен и оказывает сильное воздействие на слушателя? Чтобы дать на это ответ, надо проследить, как создается народная песня.

Очень хорошо, интересно пишет М.Горький о рождении песни в рассказе «Как сложили песню».

Вначале песню сочиняет талантливый автор, и песня окрашивается определенными чертами его индивидуальности. Затем ее подхватывает народ, который вносит в нее свои дополнения и исправления. Признаки индивидуальности автора видоизменяются, растворяются в народном творчестве, и песня становится выражением чувств не одного человека, а чувств и дум народа.

Пройдя через ряд поколений, народная музыка, песня освобождается от всего лишнего, искусственного. Содержание, образы, заложенные в песне, становятся предельно ясными, выразительными.

Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Голосом брались наиболее яркие и удобные интервалы — кварта и квинта, которые заполнялись одним, двумя и тремя звуками. Таковы песни «Петушок», «Солнышко», «Идет коза» и др., которые построены на интервале кварта с одним промежуточным звуком, а песни «Как у нашей Дуни», «Котя, котенька-коток» построены на интервалах кварта и квинта с двумя и тремя промежуточными звуками.

Объем звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Например, песня «Петушок» построена на четырех звуках, песня «Как у нашей Дуни» — на пяти, песня

«Поедем, сыночек, в деревню» — на шести, а колыбельная «Котя, котенъка-коток» — на семи звуках.

Там, где кукарекал Спозаранку Звонкий леденцовый Петушок, Выглянул из леса

На полянку Самый небывалый Теремок.

В пряничном домике, Домике, домике Пряничные гномики Жили-поживали.

В пряничном домике, Домике, домике Пряничные гномики Пряники жевали.

Гномики работать обожали,

Пряники сажали Круглый год.

С вёдрами гуськом Маршировали,

Мёдом поливали Огород.

В пряничном домике, Домике, домике Пряничные гномики Жили-поживали.

В пряничном домике, Домике, домике Пряничные гномики Пряники жевали.

Столько было пряников

На грядке,

Ни в одном мешке

Не унести!

Приходилось

Пряничной лошадке

С огорода пряники везти.

В пряничном домике, Домике, домике Пряничные гномики Жили-поживали.

В пряничном домике, Домике, домике Пряничные гномики Пряники жевали.

В гости шли

По пряничной тропинке

Пряничный павлин

И даже слон,

Песенки кружились

На пластинке,

И плясал в присядку

Граммофон.

В пряничном домике,

Домике, домике

Пряничные гномики

Жили-поживали.

В пряничном домике,

Домике, домике

Пряничные гномики

Пряники жевали.

***

У нашей у Дуни Полный двор скотины.

Аи, Дуня, моя Дуня, Милая Авдотья!

Полон двор скотины,

Всех зовут по имени. Аи, Дуня, моя Дуня, Милая Авдотья! Кобыла Арина, Жеребец Гаврила, Аи, Дуня, моя Дуня, Милая Авдотья! Корова Алёна, А бычок Ерёма. Аи, Дуня, моя Дуня, Милая Авдотья! Свинья Ефросинья, А баран Василий. Аи, Дуня, моя Дуня,

Милая Авдотья.

***

Аринушка бешена

По улочке бегала,

Увидала барина

Сидит барин на дубу,

Он играет во трубу,

Трубу ли новую.

У нашего господина Разыгралась вся скотина: Утки — в дудки,

Сверчки — в толчки,

Комары — в топоры, Тараканы — в барабаны.

Коза в синем сарафане,

Во льняном платочке,

В белевом чулке.

Ударили в доску,

Поехали в Москву.

В Москве-то вино

-По три денежки ведро. Хошь — пей, Хошь — лей, Хошь — окачивайся,

С боку на бок не зевай, Поворачивайся.

Для классической музыки характерным является вводный тон, полутон по седьмой ступени гаммы, который как бы «сползает» в основной звук гаммы — тонику.

В народных русских песнях такой вводный тон часто отсутствует, что придает песням особую мягкость, певучесть.

Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой: это чередование восьмых и четвертей. Размер обычный — двух и трехдольный. Музыкальные фразы часто оканчиваются четвертями, что удобно для детского дыхания. Куплетная форма с повторением мелодии соответствует склонности детей к повторению. Запев и припев, встречающиеся во многих народных песнях, дают возможность детям петь не все время, а с отдыхом: запев поют одни, припев — другие. Таким образом во время пения народных песен не утомляются слабые голосовые связки детей.

Гармонизация народных песен несложна. Народная мелодия сама по себе настолько красива, что не нуждается в особой гармонизации, а излишнее гармоническое звучание может только испортить ее.

В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества — обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли…»), исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве), лирические. В наше время ребята чаще распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию устного народного творчества. Если же возникает необходимость обратиться к песням, созданным много веков, а то и тысячелетий назад, то их можно найти в фольклорных сборниках, а также в учебных книгах.

1. А мы просо сеяли, сеяли;

Ой дид, ладо, сеяли, сеяли!

2. А мы просо вытопчем, вытопчем;

Ой дид, ладо, вытопчем, вытопчем!

А чем же вам вытоптать, вытоптать?Ой дид, ладо, вытоптать, вытоптать?

А мы коней выпустим, выпустим;Ой дид, ладо, выпустим, выпустим!

А мы коней переймем, переймем;Ой дид, ладо, переймем, переймем!

А чем же вам перенять, перенять?Ой дид, ладо, перенять, перенять!

А шелковым поводом, поводом;Ой дид, ладо, поводом, поводом!

А мы коней выкупим, выкупим;Ой дид, ладо, выкупим, выкупим!

А чем же вам выкупить, выкупить?Ой дид, ладо, выкупить, выкупить!

А мы дадим сто рублей, сто рублей;Ой дид, ладо, сто рублей, сто рублей!1. Не надо нам тысячи, тысячи;

Ой дид, ладо, тысячи, тысячи!

2. А что же вам надобно, надобно? Ой дид, ладо, надобно, надобно! 1. Надобно нам девицу, девицу; Ой дид, ладо, девицу, девицу!

1.В нашем полке убыло, убыло;Ой дид, ладо, убыло, убыло!

2,В нашем полке прибыло, прибыло;Ой дид, ладо, прибыло, прибыло!

.

Колыбельные. В центре всей «материнской поэзии» — дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляю?. По существу, это эстетический объект поэзии. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.

Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной, игровой форме все, чем живет обычно мать, — ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему) это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлик»… Слов-понятий в колыбельной обычно немного — лишь те, без которых первичное познание окружающего мира невозможно. Слова эти дают и первые навыки родной речи.

Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели. Вот мать поет над колыбелью:

Баюшки — баю! Сохрани тебя

И помилуй тебя Ангел твой — Сохранитель твой. От всякого глазу,

От всякого плачу,

От всех скорбей,

От всех напастей:

От лому ломиша,

От злочеловека — Супостателя.

***

А баю, баю, баю,

Тебе песенку спою

Я про серого кота.

Как у серого кота

Колыбелька золота,

Позолоченная.

В ней постелька постлана:

Перинушка пухова,

Подушечка в голова.

А я, бабушка стара,

Ночевать кота звала:

— Приди, котик, ночевать,

Мово Ванюшку качать.

Уж ты, сон да дрема.

Приди к Ване в голова!

Спи, усни, закрывши глазки,

Баюшки, баю!

Сколько в этих песнях любви и горячего стремления охранить своедитя. Простые и поэтичные слова, ритм, интонация — все направлено напочти магическое заклинание. Нередко колыбельная и была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остается поэтически выраженная забота, и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду.

1.Спи-ко, детка, до поры,Не поднимай-ко головы,Когда будет пора,

Мы разбудим тебя.

2.Баю-баю-бай-бай,

На дорожке горностай, Горностая пугнем,

Детке шубочку сошьем.

Лю лю, лю лю, баиньки,Да в огороде заиньки,Зайки травку едят,Детям спать велят.

Баю баю бай бай,Под окошком попугай,Кричит: «Детку нам отдай!».

А мы детку не дадим,Пригодится нам самим

Пригодится нам самим,

Попугая угоним.

6.Ой качи, качи, качи,В головах-то калачи,В ручках яблочки,

В ножках прянички.

7.По бокам конфеточки,Золотые веточки,

Да люли бай, люли бай

Лю, лю, лю…

Баю баю баюшок,В огороде петушок,Петя громко поет,Детям спать не дает.

Ой, люлю, люлю, люлю, люлю,Живет барин на краю,Живет барин на краю,

Он не беден, не богат

10.Он не беден, не богат,

У него много ребят,

У него много ребят,

Все по лавочкам сидят.

11 .Все по лавочкам сидят,

Кашу масляну едят,

Кашу масляну едят,

Ой, люлю, люлю, люлю…

12.Каша масляная,

Ложка крашеная,

Масло льется, ложка гнется

Душа радуется.

13.Баю, баю, баю, бай,

Поскорее вырастай,

Во лесок ты пойдешь,

Папе ягод наберешь.

14,Спи-ко, детонька, в добре,

На соломке, на ковре,

Лю лю лю, лю лю лю

Бай, бай, бай, бай.

15.Спи-ко, дитятко,

Угомон тебя возьми,

Угомон-то возьмет,

Дитя вырастет.

16.Боле вырасти,

Ума вынести,

Лю лю лю, лю лю лю Бай, бай, бай, бай.

А ты вырастешь большой,Будешь в золоте ходить,Будешь в золоте ходить,,,В руках золото носить

Ты находишься,Ты накосишься

Лю лю лю, лю люлю, Бай, бай, бай, бай.

19.Баю бай, дапобай,Спи-тко, детка, усыпай,Ляг-то камышком,Встанъ-ко перышком.

Частый персонаж в колыбельной песне — кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами — Сном и Дрёмой. Некоторые исследователи полагают, что упоминания о нем навеяны древней магией. Но дело еще и в том, что кот много спит, — вот он-то и должен принести младенцу сон.

Котик серый, хвостик белый. Приди, котик, ночевать, Мою Ирочку качать,

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока

Да кусок пирога.

***

Вы коты, коты, коты, У вас желтые хвосты. Вы коты, коты, коты, Принесите дремоты.

Котик серенький

Соломку сбирал,

Под головку складал,

Да и Ваню качал.

Пошел котик во лесок, Принес Тане поясок. Пошел котик по лавочке, Принес Тане бараночки.

Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы. Говорят и чувствуют они, как люди. Наделение животного человеческими качествами называется «антропоморфизмом». Антропоморфизм — отражение древнейших языческих верований, согласно которым животные наделялись душой и разумом и потому могли вступать в осмысленные отношения с человеком.

Народная педагогика включала в колыбельную не только добрых помощников, но и злых, страшноватых, не очень иногда даже и понятных (например, зловещего Буку). Всех их нужно было задабривать, заклинать, «отводить», чтобы не причиняли они вреда маленькому, а может быть, даже и помогали ему.

Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, свое композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания! Предполагается, что древние колыбельные обходились вообще без рифм, — «баюшная» песня держалась плавной ритмикой, мелодикой, повторами. Пожалуй, самый распространенный вид повтора в колыбельной — аллитерация, т. е. повторение одинаковых или созвучных согласных. Следует еще отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов — не только в словах, обращенных непосредственно к ребенку, но и в названиях всего того, что его окружает.

Сегодня приходится с сожалением говорить о забвении традиции, о все большем сужении круга колыбельных песен. Это происходит главным образом потому, что нарушено неразрывное единство «мать — дитя». Да и медицинская наука вносит сомнения: полезно ли укачивание? Так что колыбельная уходит из жизни младенцев. Между тем знаток фольклора В. П. Аникин оценивал ее роль очень высоко: «Колыбельная песня — своего рода прелюдия к музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастающий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, овладевает и некоторыми элементами содержания этих песен».

Детский игровой фольклор.

Пестушки, потешки, прибаутки. Как и колыбельные песни, эти произведения содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром. Пестушки (от слова пестовать— воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает его тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

Потягушки-потягунушки, Поперёк-толстунушки,

А в ложки — ходунушки, А в ручки — хватунушки, А в роток — говорок,

А в голову — разумок.

***

Тяги, тяги, потягушеньки,

На Катю порастушеньки! Расти, доченька, здоровая, Как яблонька садовая!

На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст