«Учим стихи рисуя и играючи»

Стихи пробуждают в душе ребенка лучшие чувства: доброту, сочувствие, сопереживание.

Поэтические образы учат замечать настроение , состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить слабого, помочь ему. И, как правило, яркие поэтические строки вызывают желание сочинять самостоятельно.

Можно спросить детей: «Как вы думаете, какому человеку легче жить на свете – доброму или злому?». В ответ можно услышать разные высказывания или, наоборот, недоуменное молчание. Тогда прочитайте стих.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один…

Чтобы облегчить запоминание, можно использовать в работе, как и многие педагоги, следующие приемы: «расскажи стихи руками», мнемотехнику. А расширить работу и сделать ее более творческой может помочь планшет или доска для рисования, или листы бумаги.

Это прекрасный помощник для решения многих образовательных задач:

- автоматизации звукопроизношения;

- обогащения словарного запаса;

- развитие связной речи;

- воображения;

- зрительного внимания, памяти, мелкой моторики.

Ребенку непросто запомнить то, что оставляет его равнодушным, что не связано с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. При знакомстве детей с поэтическими произведениями стараемся эмоционально их настроить. Это может быть беседа по теме произведения, демонстрация иллюстративного материала, короткий рассказ о поэте, выразительное чтение воспитателем, а также анализ произведения, по ходу которого мы объясняем детям непонятные слова и выражения.

При заучивании стихов можно использовать следующие приемы:

- перекидывание мяча друг другу (каждый «полет» мяча – одна стихотворная строчка);

- построчное запоминание (дети собираются в кружок, воспитатель читает стихотворение и «раздает» каждому по одной строке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется рукой до следующего». И т.д. Раздавая строчки, стараемся учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: дети с хорошей памятью «получают» длинные строчки, с плохой – короткие);

-поочередное ( воспитатель – дети) чтение поэтических строк;

- чтение текста шепотом или игра «Эхо» (одни говорят громко, другие тише, как эхо);

- чтение стихотворения с различным настроением (грустно, испуганно, весело, сердито, удивленно, возмущенно);

- различные виды театра с игрушками или с предметами их заменяющими;

- проговаривание хором (дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, «скрыться» в общем хоре голосов);

- прослушивание стихотворений в исполнении мастеров художественного чтения (в записи).

Известно, без поддержки родителей добиться хороших результатов нельзя, поэтому к выполнению подобных заданий мы стараемся привлекать и семью детей. Дать задание на дом – придумать как можно больше рифм к разным словам.И еще можно предложить родителям сочинить вместе с детьми двустишия, четверостишия на определенную тему и с конкретными словами. В родительском уголке под рубрикой «Учите вместе с нами» регулярно помещать стихи, которые заучиваем с детьми, рекомендации о том, как дома драматизировать стихи, какие игровые приемы можно использовать при заучивании стихотворений наизусть.

Хочется верить, что если дети полюбят поэзию, будут знать наизусть много стихов, они станут интеллектуально и духовно богаче.