1. Самомассаж ладоней щёткой для волос, аппликатором Кузнецова или пластмассовым ковриком

1 «Травка».

На каждый ударный слог осуществляются оглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения — к себе (рис. 1).

Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!»

2. Самомассаж подушечек пальцев.

Большой палец становиться на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её (рис. 2). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки — смена рук.

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, Бегемотов, соболей, Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей; Любят горного козла, Обезьянку и осла, Дикобраза и ежа, Черепаху и ужа.

(средний)

(безымяннй)

(мизинец)

(большой)

(указательн)

(средний)

(безымяннй)

(мизинец)

3. Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог осуществляется азминание фаланги одного пальца (на каждую строку — разминание одного паль-1а). Направление движений — от ногтевой фаланги к основанию пальца (рис. 3). 1осле 4-й строчки — смена рук.

Вырос у нас чесночок, Перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, Ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, С дачи домой увозили. Прощай же на год, Наш друг — огород!

5. Массаж (самомассаж) «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы раз-едены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец (рис. 5). После 5-й строчки — смена рук.

Поднял ушки бурундук. (мизинец)

Он в лесу услышал звук: (безымянный)

- Это что за громкий стук, (средний)

Тук да тук, тук да тук? (указательный) — А пойдём, — сказал барсук, (большой)

Сам увидишь этот трюк: (большой)

Это дятел сел на сук, (указательный)

И без крыльев, и без рук (средний)

Ищет он, где спрятан жук, (безымянный)

-Вот и слышен перестук (мизинец)

6.Упражнение «Китайские шары». Ребёнку даётся по паре каучуковых мячиков (или грецких орехов). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки -смена рук.

Вы ведали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

7.Упражнение с эспандерами. Даём каждому ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог (рис. 6). После каждой строчки — смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальцы посильнее,

А головушка — умнее!

8. Соединение одноимённых пальцев. На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноимённых пальцев и не разъединяют их до слова «арбуз».

(мизинцы)

(безымянные)

(средние)

(указательные)

(большие)

(пальцы сжаты в кулак,

а большие подняты вверх)

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Дыни, сливы, мандарины. Но купили мы арбуз –

Это самый лучший груз!

9. Упражнение «Пальчики кивают». Руки на уровне груди, пальцы подняты вверх, ладони обращены друг к другу- На каждую строку осуществляется «кивание» одного пальца по 2—4 раза (рис. 7).

Вот и встретилась семья. (большой)

(безымяннй)

(мизинец)

(мизинец)

(безымяннй)

(средний)

(указательный))

(большой)

Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер пять, Безымянный — может ниже,

Средний — силой не обижен,

Этот — знает всё на свете,

А вот этот любят дети!

10. Упражнение «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки: от большого до мизинца. Затем — смена рук. На каждую строку осуществляется надевание «колечка» на один палец (рис. 8).

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали, Холода пережидали. — Что, пернатые, клевали? Гнёзда где свои свивали? Где вы яйца отложили?

Как вы бури пережили? Сколько вы в конце концов В гнёздах вывели птенцов?

11. Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиxa поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно (рис. 9). После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою, малыш!

- А будешь кусаться -скажу тебе «кыш!».

13.Упражнение «Тесто».

Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и

имитирует замешивание теста, приговаривая:

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно всё помесить попросили.

Но сколько ни месим и сколько нимнём,

Комочки опять и опять достаём.

14.Упражнение «Пальцеходы».

Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательный и средний пальцы ребёнка «ходят» -«летают» по сотам на ударные слоги:

Пальцы, как пчёлы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли мёда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

15.Упражнение «Узловка».

Верёвки с узлами подвешиваем в вертикальном положении — это «лианы». Ребёнок пальцами рук подтягивается за узлы, а ладонями сжимает верёвку (как при лазанье по канату).

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут обезьяны:

Лазают там шимпанзе, павианы,

Есть и гориллы, и орангутанги.