Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: Правописание проверяемых гласных в безударных слогах.

Цель: Создать условия для осмысления роли ударения в словах.

Развивать умение различать в словах ударные и безударные слоги,





учить подбирать проверочные слова.

Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание,

мышление, память.

Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: оформленная доска, учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык»

2 класс.

Этапы

Действия учителя

Действия ученика

I.Мотивационный этап.

Произносит слова: Встаньте ровно, ребятишки-

И девчонки, и мальчишки!

Руки вверх все, потянулись,

Мне все мило улыбнулись.

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем.

Мобилизуется внимание, готовность к началу урока.

II.Словарная работа:

Учитель читает вслух текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми безударными гласными и просит ребят выписать их.

Зима.

Наступила зима. Трещат морозы. Мальчик надел пальто, взял коньки и пошёл на каток. Там много ребят из его класса. Всем весело.

Учитель просит разделить слова на группы.

-По какому признаку их можно разделить?

Слушают предложения и записывают встретившиеся слова с данной орфограммой.

Самопроверка (слова записаны с обратной стороны доски)

Постановка ударения и выделение безударной гласной буквы учащимися у доски.

-По постановке ударения -3 группы;

-по количеству слогов- 3 группы;

-Слова, отвечающие на вопросы кто? Что?- 2 группы.

III.Новый материал:

Учитель: «Прочитайте предложения, записанные на доске.

Л.са роет нору.

Красивы русские л.са.

-Сравните по произношению слова с пропущенными орфограммами.

-В каком предложении леса – деревья, а в каком лиса- животное?

-Одинаково ли пишутся эти слова? Почему?

-Какие способы выяснения букв

мы знаем?

Запись на доске:

лиса – лисы, леса – лес.

-Какие задачи должны будем решать на уроке?

-Давайте попробуем вывести правило. Как мы действовали?

-Прочитайте правило по учебнику и подумайте, правильно ли мы действовали?

Приведите примеры слов с безударным гласным звуком и подберите проверочные слова.

Учащиеся читают предложения, записанные на доске.





Дети сравнивают.

-Слова произносятся одинаково, но имеют разное значение.

- В первом — лиса животное, а во втором — леса- деревья.

- Нет. По- разному.

-К словам с безударным гласным звуком можно подобрать проверочные слова так, чтобы безударный гласный стал ударным.

-Будем учиться проверять безударные гласные звуки в словах.

-Безударный гласный звук в слове надо проверять. Нужно подобрать проверочное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

-Сначала ставим ударение в слове и выделяем безударный гласный звук в слове, затем подбираем проверочное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

-Мы действовали правильно.

(Дети приводят примеры)

Выполнение упражнения №183. Списывание с грамматико- орфографическим заданием.

Организует работу на доске и в тетрадях.

Выполняют задание в тетрадях и на доске с рассуждением.

-В слове сосны в ударном слоге пишется о, значит, и в слове сосна в безударном слоге нужно писать букву о:сосны-сосна

Работа в парах.

Учитель организует работу в парах:

-К проверяемому слову подберите одно проверочное из двух предложенных. Обоснуйте ответ. Поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Леса — лесной, лес

Снега – снег, снеговой

Дожди – дождевой, дождь

Слоны – слон, слоновый

Поля – полевой, поле

Ряды – ряд, рядов

Работают в парах по заданию учителя. Путём рассуждения выбирают проверочное слово и записывают пары слов в тетрадь.

(Проверка задания осуществляется по цепочке с отчётом каждой пары.)

Физминутка.

Учитель называет слова: лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, ёж, ёжик, грач, дом, море, река, пыль, игла.

Учащиеся, услышав слово, в котором есть только ударный гласный, разводят руки в стороны и делают наклон вперёд. Если в слове есть ударный и безударный гласные звуки- руки вдоль туловища, наклон вперёд.

Работа в группах.

Учитель распределяет работу в группах между детьми.

На карточках даны слова: В.сна. Сн.га. Скв.рцы. Тр.ва.

- Прочитайте слова. О каком времени года идёт речь? Составьте рассказ, включив в каждое предложение по одному слову в указанном порядке. Подберите к нему название. Подчеркните орфограммы.

( Дети распределяют между собой слова и каждый ученик в группе составляет предложение с одним словом. Затем один учащийся записывает предложения в том порядке, в каком даны слова, читают получившийся текст и подбирают к нему название)

Отчёт о выполнении задания по группам. При отчёте дети из других групп называют слова с безударным гласным звуком, которые они услышали в тексте каждой из групп.

Групповая работа с учащимися разного уровня обученности.

Учитель предлагает задания для учащихся по выбору по- разному уровню сложности.

Д.ска, пч.ла, р.ка, в.да, гр.бы,

сл.ды,вр.чи. ст.на.

З.ма, п.нал, пл.та, п.тух, п.тно,

р.ды, л.пата, бл.ны, пл.ты, п.льто.

Зимой.

Сонный стоит лес. Полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисицы. В яму под елью залёг медведь. Лесник Иван Григорьевич кладёт в кормушку сено для зверей.

1 уровень: вставьте пропущенные буквы в слова, подберите к ним проверочные слова, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

2 уровень: разделите слова на две группы, обоснуйте свои действия, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

3 уровень: выпишите из текста 5 слов с безударными гласными, подберите к ним проверочные, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

(Взаимопроверка)

IV.Итог урока.

- Как проверить безударные гласные звуки в словах?

Дети называют правило проверки безударных гласных.

Рефлексия.

- Чему учились на уроке?

-Кто доволен своей работой?

-Кто считает, что может работать лучше?

- Возьмите звёзду голубую и прикрепите её на доску, если у вас хорошее настроение;

Оранжевого цвета — если настроение не очень хорошее;

Красную звезду – если настроение оставляет желать лучшего.

Ребята дают ответы на вопросы.