Тема – Что мы узнали за II четверть?

Предмет музыка

1 класс.

Цель – обобщить знания, полученные на уроках II четверти.

Задачи :

-Обобщить знания детей об изученных музыкальных инструментах и произведениях, звучавших на уроках второй четверти в исполнении на этих инструментах;

-развивать мышление при отгадывании загадок и ребусов;

-развивать певческие навыки, координацию движений при исполнении песен и сопровождении их соответствующими танцевальными движениями.

Оборудование: ноутбук, проектор, пианино, баян, курай, дудочка, бубен, карточки с изображением ритма.

Музыкальный материал: «Слон и скрипочка», музыка В. Кикты, слова В. Татаринова; «Во саду ли, в огороде» (русская народная песня); «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковский; «Труба и барабан». Д. Б. Кабалевский; «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.; презентация «Музыкальные инструменты».

Использование ЦОР — http://festival.1september.ru/articles/501791/

http://sozvezdieoriona.ru/load/3-1-0-53

Универсальные учебные действия.

- Обучающийся получит возможность для формирования эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни;

Регулятивные универсальные учебные действия.

- Обучающийся научится принимать учебную задачу;

- осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;

- воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей.

Познавательные универсальные учебные действия.

- Обучающийся научится использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);

- понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

- Обучающийся научится принимать участие в групповом музицировании, коллективных инсценировках;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

Ход урока.

I . Музыкальное приветствие.

II . Работа по теме урока.

Б е с е д а.

Учитель. Сегодня у нас последний урок в этой четверти, и мы, как и на последнем уроке в 1 четверти, отправимся в гости к жильцам двух домиков в музыкальной стране. Что это за жители и что за дома, в которых они живут?

Дети. Жильцыэто герои песен и пьес, а живут они в домах спетых и прослушанных произведений.

Учитель. Сегодня сходим в гости к каждому жильцу этих домиков. Но сначала вспомните, какая тема объединяла все уроки музыки в этой четверти?

Дети. На уроках этой четверти мы говорили о различных музыкальных инструментах.

Учитель. Отгадайте, о каком музыкальном инструменте говорится в загадке:

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Со смычокм дружна.

Поёт – заливается.

Как называется? (скрипка)

Дети. В этой загадке говорится о скрипке, потому что она изготовлена из дерева и на скрипке играют смычком.

Учитель. Найдите среди жильцов тех, которые дружат со скрипкой, то есть в их произведениях звучит скрипка или речь идёт о ней.

Дети. Со скрипкой дружат слон и сверчок из песни «Слон и скрипочка».

Учитель. Вспомни и споём эту песню.

И с п о л н е н и е «Слон и скрипочка».

Учитель. А сейчас вам предстоит соревноваться по группам. Ваша задача вспомнить песни, в которых есть название какого-либо музыкального инструмента. Например, как в песне «Слон и скрипочка»: «Маленькая скрипочка, маленький смычок…» или «Я играю на гармошке…», («…И кузнечик запиликает на скрипке…» и т.д.).

П о к а з ф р а г м е н т о в и з м/ф

И г р а «Вспомнить песню».

Учитель. Молодцы. Вы знаете много песен, в которых упоминаются различные музыкальные инструменты. А сейчас закройте карточками с четвертными нотками те окошки, жильцов которых упоминали вы в этой игре. (Дети закрывают окошко со слоном и сверчком, а также с мальчиком, играющим на дудке).

Учитель. Обоснуйте, почему вы закрыли окошко с мальчиком, играющим на дудочке.

Дети. Я закрыл это окошко, потому что мы исполнили песню про дудку, которую не только слушали, но ещё и пели на уроках второй четверти

Учитель. Назовите произведения, которые, по вашему мнению, имеют отношение к трубе. Свой выбор обоснуйте.

Дети. К трубе можно отнести пьесу П. И. Чайковского «Неаполитанская песенка», которую мы слушали в исполнении на трубе.

Учитель. Вспомните, на героя какой песни похож мальчик, играющий на трубе? Подсказка: эту песню мы учили на уроках первой четверти.

Дети. Этот мальчик похож на героя песни «Весёлый музыкант».

Учитель. Ребята, вам необходимо выполнить задание «Найти карточку ритма» (на столе разложены карточки с ритмическим рисунком, детям надо найти нужные карточки к песне «Весёлый музыкант»)

Учитель. О каких музыкальных инструментах упоминается в этой песне?

Дети. В этой песне поётся о скрипочке, балалайке, барабане.

Учитель. Сегодня мы разучим эстонскую народную песню, которая называется «У каждого свой музыкальный инструмент».

Р а з у ч и в а н и е и и с п о л н е н и е эстонской народной песни «У каждого свой музыкальный инструмент».

Учитель. А сейчас угадайте следующую загадку:

То толстеет, то худеет,

На весь дом голосит.

(баян или гармошка.)

Учитель. Какую пьесу слушали в исполнении баяна?

Дети. Мы слушали русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

Учитель. Послушаем эту песню-пляску внимательно и постараемся сопроводить её различными движениями. При этом каждую вариацию в данной пьесе будем сопровождать каким-нибудь новым движением. (Это могут быть: разведение рук в стороны и возвращение к поясу, «помахивание» платочком, «Игра» на балалайке, баяне и другие подходящие движения.)

С л у ш а н и е русской народной песни «Во саду ли, в огороде» и импровизация движений под музыку.

Учитель. А помните ли вы, как зовут человека, играющего на баяне?

Дети. Баянистом.

Учитель. Сейчас посмотрим, насколько хорошо вы знаете, как называют других музыкантов, играющих на других инструментах.

И г р а — п о т е ш к а «Кто на чём играет?».

Итак, начнём:

Учитель. На баяне? Дети — баянист.

На гитаре? — Гитарист.

На гармошке – Гармонист.

А на бубне? – Ударник.

На флейте? – Флейтист.

На трубе? – Трубач.

На кларнете? – Кларнетист.

А на там-таме?.. – Ударник.

На органе? – Органист.

На пианино? – Пианист.

А на рояле?.. – Пианист.

А кто играет на барабане? – Барабанщик.

На балалайке? – Балалаечник.

На скрипке? – Скрипач.

На контрабасе? – Контрабасист.

На синтезаторе? – Пианист (клавишник).

Учитель. Итак, кто на каком инструменте играет, разобрались. Возвращаемся к жильцам домиков и загадкам о музыкальных инструментах. – Отгадываем следующую загадку:

Сверху кожа,

Снизу тоже,

А в середине пусто.

(барабан)

Учитель. Найдите среди жильцов тех, в произведениях которых упоминается барабан, и назовите эти музыкальные произведения.

Дети. Это «Труба и барабан». Д. Б. Кабалевского.

Учитель. Давайте вспомним «Марш деревянных солдатиков» и имитируя игру на барабане, помаршируем.

Учитель. Молодцы, ребята. А сейчас выполните следующее задание. Вам необходимо составить из букв слово, и вы узнаете национальный музыкальный инструмент.

К Р А Й У – это слово КУРАЙ.

Ребята, кураю более 1000 лет. Курай в основном изготавливается из тростника. На курае исполняют плясовые наигрыши, марши, народные протяжные мелодии. (Учитель показывает инструмент курай и играет мелодию)

Учитель. Посмотрите на тех жильцов, о которых мы ещё не говорили сегодня. Какой общей темой их можно объединить?

Дети. Оставшиеся произведения можно объединить темой «Произведения про зиму и про Новый год».

Учитель. Какие произведения мы слушали на тему зимы?

Дети. Мы слушали пьесу П. И. Чайковского «Ноябрь. На тройке», а также слушали «Танец снежинок» и пели песни о Новом годе.

Учитель. Давайте наш урок завершим исполнением песен о Новой годе.

III.

Учитель. Вот и подошёл к концу последний урок этой четверти и в этом календарном году. На каникулах можете потренироваться в определении музыкальных инструментов, в исполнении которых звучит музыка по телевидению. Желаю хорошо отдохнуть на каникулах. До новых встреч.