Уровень готовности к школе у детей, обучающихся по программе М.А. Васильевой и программе М. Монтессори.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – готовность к школьному обучению. Успех школьного обучения детей в значительной степени определяется готовностью к школьному обучению, сформированной в период дошкольного детства. А поскольку, от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни, проблема готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных для родителей дошкольников, педагогов и психологов.

Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в психологии. В настоящее время, разностороннему изучению этого понятия посвящено множество работ психологов и педагогов. В данной статье представляются данные о проведенном исследовании по сравнительному анализу уровня готовности к школе, у детей, обучающихся по двум разным программам. Для сравнения были взяты:

Классическая «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой.

Комплексная программа М. Монтессори, которая в настоящее время пользуется большой популярностью среди родителей и педагогов.

При рассмотрении главных составляющих программы М.А. Васильевой и программы М.Монтессори выявлено, что несмотря на схожесть в предметном образовательном наполнении, целям, и базисным концепциям, программы сильно различаются в способах взаимодействия воспитателя с детьми, в организации темпа и учебной нагрузки на ребенка во время занятий, в способах подачи материала, в выборе основных развивающих материалов, в дисциплинарных акцентах во время проведения занятий и т.д.

В ходе исследования были выявлены различия в уровне готовности к школе у детей, обучающихся по разным педагогическим программам. Дети, которые проходят обучение по программе М. Монтессори более внимательны и сконцентрированы при выполнении заданий; имеют меньше сложностей в общении с окружающими людьми, более коммуникабельны, а так же более четко и аккуратно выполняют письменные упражнения и рисунки. А у детей, обучающихся по программе М.А. Васильевой, значимо выше показатели познавательной мотивации, то есть они с большим интересом относятся к учебной деятельности, предпочитая ее игре.

На наш взгляд, центральным фактором, влияющим на готовность к школе является благополучие социального окружения, налаженный эмоциональный контакт как внутри семьи, так и вне ее. Сбалансированное нервно-психическое и эмоциональное состояние позволяет ребенку гармонично развиваться во всех сферах: в интеллектуальной, эмоциональной, социальной.

В настоящее время системе образования происходят изменения относительно стиля воспитания детей от авторитарного, подавляющего индивидуальные особенности ребенка, к демократическому, нацеленному на личностный подход. Данное исследование показало, что такой стиль преподавания развивает личность ребенка самостоятельного, уверенного в своих силах, активно познающего окружающий мир.