Условия развития детского изобразительного творчества:

Осознание значимости и сущности детского изобразительного творчества для становления ребёнка как личности. Процесс творческого развития дошкольников целесообразно строить с учетом широкого подхода к решению этой проблемы. В рамках педагогического процесса, направленного на обучение основам изобразительной грамоты, не стоит лишать детей возможности самостоятельно открывать знания и закреплять умения.

В разделе, связанном с освоением принципов смешения цветов, нецелесообразно раскрывать детям готовые варианты разных способов получения оттенков цветов. Куда важнее и эффективнее было бы дать возможность детям самостоятельно поэкспериментировать с цветом и попробовать найти разные решения в получении цветов и оттенков путем их смешения. В таких экспериментах дети не только учатся получать другие цвета, но осуществлять вариативные подходы для достижения поставленной цели.

Поощрение творчества и свободного самовыражения детей. На любом возрастном этапе дошкольного детства важно научиться находить подход к любому ребёнку, уметь моментально реагировать на ту или иную складывающуюся на занятии и в свободной деятельности ситуацию.

На занятии, посвященном изучению элементов Городецкой росписи, ребёнок отказался рисовать розан, демонстрируя желание нарисовать машину. Педагог обязан в короткий срок понять и найти альтернативный подход, выступающий в качестве связующего момента между задачами занятия и желанием ребёнка, который позволит в мягкой, ненавязчивой форме реализовать поставленные цели педагогического процесса, при этом не ущемит права маленького художника.

Создание условий для мотивации детей. Для раскрытия потенциала каждого ребёнка важно не только учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, но эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотив как побудительная реакция к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника, поэтому развитие детского изобразительного творчества сопряжено с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника.

Организация интересных и содержательных форм педагогической деятельности в условиях детского сада и дома. При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т.е. в ходе занятия, бесед, экскурсий, игр, ребёнок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства, узнавать что-то новое, делать открытия и т.д. Во-вторых, творческий процесс наиболее результативен тогда, когда он интересен. Одной из первых и важных задач, решаемых педагогом в работе с детьми, является активизация их интереса. Без наличия интереса невозможно решать ни одну задачу, будь то обучение, закрепление, развитие и т.п. Интерес и способность удивляться являются движущими силами творческого становления. Но во всем необходима мера: и в игре, и в содержательности.

Если всё занятие строится на играх, забавах, связанных с изобразительной деятельностью, то происходит подмена мотивов детей. Для них становится интересной игра, а не обучение. Если же по содержанию выбранная педагогом форма будет насыщена самой различной информацией, но при этом подача материала будет монотонной и скучной, дети быстро устанут. Большая часть полезной информации останется не активизированной и не востребованной дошкольниками.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив творческого развития детей. Очень важно, чтобы между людьми, имеющими непосредственное отношение к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, наличествовало единение в понимании сущности детского изобразительного творчества, в оценке его результатов, в характеристике педагогических принципов. Разрозненность во взглядах педагогов на проблему творчества не лучшим способом воздействует на детей.

Учет индивидуальных особенностей детей. Данное условие реализуется в двух направлениях. Первое связано с устранением пробелов в знаниях, с предупреждением, коррекцией и исправлением возникающих педагогических, психологических проблем воспитания и развития детей как творческих личностей. Второе характеризуется активизацией имеющегося творческого потенциала, повышением уровня развития творчества, углублением и расширением знаний, возможностей детей в области изобразительного искусства.

Создание атмосферы творчества. В организации процесса изобразительного творчества детей важно помнить некую закономерность. От заинтересованности педагога зависит степень увлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к той деятельности, которую он организует, то её результаты будут намного ниже, чем реальные возможности детей.

Комплексное и системное использование методов и приемов. В педагогической работе нецелесообразно ориентироваться только на один какой-либо метод. Методы и приёмы необходимо варьировать в зависимости от вида творчества, формы организации процесса, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Чем разнообразнее методы, тем больше вариантов подачи материала.

Бережное отношение к процессу и результату творчества. К любому достижению в области изобразительного искусства ребёнок относится как к маленькой победе, поэтому всякое равнодушие или небрежение к его результатам способствует не только появлению отрицательного эмоционального настроя по отношению к дальнейшей деятельности, но и тормозит творческий рост малыша в целом. Данное условие касается и педагогов, и родителей. Так как ребёнок, являясь формирующейся личностью, очень зависим от мнения окружающих взрослых, имеющих для него авторитет, то для него важна оценка родителей и педагога.

Материальное обеспечение. Без соблюдения этого условия очень сложно достигнуть высоких результатов.

Говоря о педагогических условиях развития детского изобразительного творчества, важно отметить: во многом они определяются отношением педагогов, родителей к изобразительному искусству, пониманием его значения для общего личностного становления детей. Если искусство выступает в качестве средства, способствующего самовыражению ребёнка, то его работы приобретают индивидуальный характер. При этом в них сохранены и отражены традиции самого искусства, передаваемые из поколения в поколение. В том случае, когда средства искусства используются только ради самих средств, а не для формирования на их основе художественно-выразительного образа у дошкольников, работы теряют индивидуальный стиль, а процесс творчества сводится к неким упражнениям, утрачивая свою сущностную характеристику.