Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми, овладевающими русским языком, по автоматизации звука [ч]

Занятие №1

Тема: Уточнение произношения и автоматизация звука [ч] в слогах и словах.

Цели:

Уточнить произношение звука [ч];

Развивать фонематический слух;

Отрабатывать упражнения артикуляционной гимнастики;

Отрабатывать длительный выдох;

Анализировать артикуляцию звука [ч];

Упражнять в произношении звука [ч] в обратных слогах;

Формирование грамматического строя речи.

Оборудование: зеркала, сигнальные карточки, предметные картинки, сюжетные картинки, звуковые домики.

Ход занятия:

Организационный момент.

Приветствие.

Инструкция: — повтори за мной: па- па- ба, ма- ма- ба и т.д.

Артикуляционная гимнастика.

Чередование упражнений «хоботок»- «трубочка»- «рупор». Выполнение упражнений «чашечка», «дятел».

Знакомство со звуком [ч].

(предметная картинка «паровоз»). Паровоз едет, выпускает пар из- под колёс: ч- ч- ч.

(разрезная картинка чайник). Выделение первого звука в слове.

Анализ артикуляции звука.

(индивидуальные зеркала) + визуальный показ на руках.

- Какой звук [ч]? (согласный, всегда мягкий, глухой).

- Какая сигнальная карточка понадобиться для обозначения звука [ч]?

Развитие фонематического слуха.

Выделение звука [ч] из ряда звуков, слогов, слов (сигнальные карточки).

Физминутка.

Упражнение в произношении звука [ч].

-Мы сели в паровоз, и паровоз помчался:

Чу, чу- чу, чу, чу.

Ча, ча, ча- ча, ча.

Чи- чи- чи, чи- чи.

Дети воспроизводят слоговой ряд, соблюдая ритм.

- Паровоз набирает воздух. Произнесите на одном выдохе: ча- чо- чу- чи- че.

Выделение звука [ч] из состава слова.

(предметная картинки на звук [ч], звуковые домики).

- Определите место звука [ч] в слове. (Дети называют слова и на индивидуальных схемах указывают место звука [ч] в слове).

Звуковой анализ.

- Повстречалась нам черепаха. На панцире черепахи заданы слова со звуком [ч]. Рассмотрите картинки. Подберите слова к схемам на панцире черепахи. Назовите по порядку звуки в этих словах.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Дифференциация звуков [ч – т].

Итог занятия.