«Утро в сосновом лесу»

Подготовила и провела воспитатель

подготовительной к школе группы

Ворушило Н.Н

Программное содержание:

Продолжать знакомить с творчеством Шишкина. Продолжать учить выделять сходство и различие при сравнении произведений. Закреплять название знакомых картин. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины.

Продолжать развивать умение создавать объемные изображения из пластилина, умение лепить конструктивным способом, опираясь на схемы. Уметь передать сходство с реальным объектом, его форму, пропорцию, взаимное расположение частей, характерную позу, движение медвежонка. Самостоятельно использовать стеки, для передачи фактуры шерсти медведя, создавать аккуратные качественные работы. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение.

Поощрять речевую активность детей. Воспитывать интерес к жизни диких животных.

Словарная работа: Активизировать словарь на тему «Дикие животные нашего леса»: зайчонок, пушистый, (хвост), осторожный, плутовка и т. д.

Предварительная работа: Чтение рассказов о жизни животных наших лесов. Беседы об особенностях покрытия их тела (шерсть, колючки).

Ход:

Ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир животных! Отгадайте загадку и узнайте, куда мы сегодня отправимся.

Встал стеною до небес

Перед нами чудо … (лес)

– Да, мы сегодня поедем с вами в лес. А кого мы там можем встретить? А вот посмотрите, кто живет в наших лесах (дети садятся за столы, на которых стоит ноутбук с презентацией «Дикие животные России», в ходе демонстрации дети отгадывают загадки по теме).

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный,

На собаку он похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

на овцу готов напасть(волк)

мчится без оглядки

лишь сверкают пятки

мчится что есть духу

хвост короче уха

всех зверек пугается

под кустом спасается(заяц)

кто по елкам ловко скачет?

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко? (лось)

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый,

Летом есть малину, мед,

А зимой сосет он лапу? (медведь

Пальчиковая гимнастика:

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем!

На экране появляется слайд – портрет художника Шишкина с мольбертом на фоне природы (худ. Крамской). Как называется профессия человека, который пишет или рисует картины? Сегодня я вам расскажу об одном художнике.

- Ребята, вы узнаете этого художника? (Ответы детей).

- Это Шишкин Иван Иванович. Этого художника называют еще лесным художником. Как вы думаете почему? (Ответы детей).

- Да, больше всего на свете Шишкин любил изображать леса, реки, деревья. И почти всегда на его картинках светило солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы все было красивое, сильное, здоровое.

- Ребята, посмотрите внимательно на картину Шишкина. (Слайд — неполная картина — без медведей — Шишкина «Утро в сосновом лесу).

- Узнали вы картину? Как она называется? (Если дети сразу отгадали, предлагаю сравнить) Что изобразил Шишкин на ней? Давайте сравним эти две картины на слайде и на стенде, похожи они? (Ответы детей).

Предлагаю детям «Помочь художнику нарисовать картину»

(Дети собирают из фрагментов пазл картину «Утро в сосновом лесу» (музыкальное сопровождение). Закрепляем название картины.

Физминутка Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

и садимся за столы.

- Молодцы. Начал Шишкин новую картину писать. Большой холст взял, да все, что в тот день видел, на картине изобразил: и лес дремучий, и сосновые стволы с корнями вывернутые, и, кажется даже сам лесной воздух, на смоле да на травах настоянный. Все, как живое вышло, все есть – но медвежата не получаются!

- Ребята, давайте поможем художнику изобразить медвежат!

Практическая часть

Предлагаю подойти к столам, рассмотреть материал заранее заготовленный: макеты полянки (коробки размером с А4 (на 4 человека) — на заднем плане картина «Утро в сосновом лесу без медведей», на переднем плане – имитация бурелома, на котором будут медвежата и медведица, материал для лепки).

- Ребята, посмотрите на материал на столе. Каким способом мы будем создавать медвежат? Лепить, правильно. Сейчас мы вместе уточним поэтапное выполнение медвежонка. (Дети садятся по 4 человека за столы)

Перед лепкой детям предлагается заглянуть под дощечки для лепки. Взять карточку-символ, чтобы узнать, кто какого по размеру будет лепить медведя (маленький кружок — медвежонок, большой — медведица).

Приступаем к работе. В процессе лепки напоминаю ребятам обращать внимание на таблицу. Оказываю помощь в работе. Муз сопровождение.

По мере выполнения, дети выставляют своих медвежат на макет-полянку. Любуемся работами.

- Ребята, смотрите, какие замечательные медвежата у нас вышли.

Подводим итог и анализ художественной деятельности.

- Ребята, посмотрите, художник нас хочет поблагодарить за ваших замечательных медвежат. (Показываю конфеты «Мишка косолапый»).

- Обратите внимание на картину, изображенную на фантике, как она называется, кто автор? (Ответы детей) — Действительно, картина знаменитая! »(Раздаю конфеты с изображением картины «Мишка косолапый»).