муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 48 города Смоленска

Консультации для педагогов

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учитель информатики:

Омельченко Н.Н.

2013 год

Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение занятий с применением мультимедийных презентаций. Они дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка.

С помощью мультимедийных презентаций можно (Схема 1):

Познакомить ребенка с окружающей средой:

расширять представления и конкретизировать знания детей об объектах и явлениях живой и неживой природы (растениях, животных, явлениях природы), формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питании, росте, развитии);

систематизировать и закреплять знания о предметах материальной культуры, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни;

обогащать и уточнять представления детей о жизни и труде людей.

Сформировать элементарные математические представления:

совершенствовать навыки счета;

изучать и закреплять цифры;

проводить работу с геометрическими фигурами;

решать простейшие арифметические задачи;

развивать умение ориентироваться на плоскости;

закреплять представления о величине предметов.

Развить речь:

расширять словарный запас детей и их знания об окружающем мире;

формировать звуковую культуру речи;

формировать грамматический строй речи.

Развить познавательные психические процессы:

развивать восприятие;

память;

внимание;

мышление.

Компьютерные презентации могут быть использованы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Например, можно проводить занятия, в которые включены 1–2 задания с использованием мультимедийных презентаций (“Найди такую же фигуру”, “Запомни последовательность”, “Четвертый лишний” и др.), что позволяет активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать интерес в течение всего занятия.

Требования к занятиям с использованием компьютера (Схема 2)

Работа с применением презентаций строится в несколько этапов:

знакомство детей с компьютером как современным инструментом для обработки и использования информации;

обучение детей правилам поведения и безопасной работы на компьютере;

формирование начальных навыков работы за компьютером: знакомство с клавиатурой, мышкой;

знакомство с понятием “мультимедийная презентация”, ее особенностями;

применение мультимедийных презентаций на диагностическом, коррекционно-развивающем, контрольном занятиях.

Занятия должны проходить с соблюдением требований СанПиН:

Лучшее время для работы с компьютером – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна.

Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг.

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин.

Для снижения утомительности компьютерных занятий обеспечена гигиенически рациональная организация рабочих мест: соответствие мебели росту детей, достаточный уровень освещенности. Экран монитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

Между занятиями занятия обязательно проводится динамические паузы (гимнастика для глаз, физкультмитки, пальчиковая гимнастика)

Принципы проведения занятий

1.Принцип развивающего обучения (важен уровень развития каждого ребенка, зона его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям).

2. Принцип систематичности и последовательности обучения (нужно устанавливать взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций).

3. Принцип доступности (содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и детей, их интересам).

4. Принцип индивидуализации (подходить к каждому ребенку как к личности. Занятие необходимо выстраивать с учетом психического, интеллектуального уровня развития ребенка, типа его нервной системы, интересов и склонностей. Темп и уровень сложности определяются индивидуально).

5. Принцип связи с жизнью (педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде).

Индивидуальные занятия проводятся в компьютерном классе, а итоговые – в музыкальном зале детского сада, оснащенном мультимедийным проектором и экраном.

Эффективность использования мультимедийных презентаций

Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;

у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;

полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).

Тематика презентаций в пособии разнообразна, поэтому в детском саду его могут использовать и воспитатели, и учитель-дефектолог, и педагоги дополнительного образования. Для педагогов разработаны примерные конспекты занятий с применением мультимедийных презентаций и даны рекомендации по их проведению.

Родители могут заниматься с детьми дома, используя диск с презентациями. Это помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом-психологом. Многие родители пользуются электронной версией пособия, представленной в Интернете.

При работе ребенка за компьютером (Схема 3):

мышка формирует тончайшую координацию движений глаза, контролирующего экран, и руки, подающей тончайшие импульсы компьютеру,

осуществляется интеллектуальная подготовка ребенка к обучению в школе. Ребенок, управляя компьютерной программой начинает сначала думать, а затем действовать,

повышается творческий потенциал.

Рекомендации для педагогов по использованию мультимедийных презентаций на занятиях (Схема 4):

1.     Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти.

2.     Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания.

3.     При демонстрации слайдов и обращении к детям лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала ддошкольники будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.

4.     Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более “сильную” позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.

5.     Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории.

6.     При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию.

7.     Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.

8.     Не следует:

– говорить, повернувшись спиной к детям;

– читать конспект занятия;

– загораживать демонстрируемое изображение;

– допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации;  – выдавать раздаточный материал во время презентации,

– применять игры, которые действуют в режиме темпов, задаваемых компьютером.

– применять материал с элементами насилия и жестокости.

В заключении, стоит отметить, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства педагога-психолога, методики, которую он применяет, уровня владения компьютером.

Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога-психолога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.

СХЕМА 1

ЗНАЧЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

геометрические фигуры

арифметические задачи

ориентирование на плоскости

величина предметов

внимание

мышление

память

восприятие

Развитие познавательных психических процессов

М у л ь т и м е д и й н ы е п р е з е н т а ц и и

грамматический строй речи

звуковая культура речи

знания об окружающем мире

словарный запас

цифры

счёт

жизнь и труд людей

жизненные проявления всего живого

предметы материальной культуры

объекты и явления живой и неживой природы

Развитие речи

Знакомство с окружающей средой

Формирование элементов математических представлений

СХЕМА 2

Требования к занятиям с использованием

Этапы применения презентаций:

знакомство детей с компьютером;

правилам поведения и безопасной работы на компьютере;

формирование начальных навыков работы за компьютером;

знакомство с понятием “мультимедийная презентация”;

применение мультимедийных презентаций.

ШАГ 1

компьютера

Соблюдение требований санитарного законодательства:

время работы – утро, вторая половина дня после дневного сна;

не более одного занятия в течение дня, не чаще трех раз в неделю;

продолжительность работы – не более 15 минут.

ШАГ 2

Гигиенически рациональная организация рабочих мест:

соответствие мебели росту детей;

достаточный уровень освещенности;

экран монитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

ШАГ 3

Между занятиями обязательно проводить динамические паузы

(гимнастика для глаз, физкультмитки, пальчиковая гимнастика)

ШАГ 4

пр. развивающего обучения

пр. доступности

пр. систематичности и последовательности обучения

Принципы

проведения

занятий:

ШАГ 5

пр. индивидуализации

пр. связи с жизнью

СХЕМА 3

При работе ребенка за компьютером (в квадратах нарисовать ответ):

1)

формирует тончайшую координацию движений глаза.

2) Ребенок, управляя компьютерной программой начинает сначала думать, а затем действовать.

Осуществляется подготовка ребенка к обучению в школе.

3) Повышается творческий потенциал.

СХЕМА 4

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Нельзя:

говорить, повернувшись спиной к детям

загораживать демонстрируемое изображение

читать конспект занятия

выдавать раздаточный материал во время презентации

применять материал с элементами насилия и жестокости

Стоять слева от экрана под небольшим углом к аудитории

Наглядность презентации

Список литературы:

1. Королева Н.Л., Мещерякова Л.А. Мультимедийные обучающие программы как инструмент развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2009. Т. 16. № 1. С. 264-265.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кН. Кн.2: Психология образования. М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2005. – 608с.

Сайт Ресурсы образования, статья Л.А. Соловьевой, «Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» http://www.resobr.ru/materials/370/4773/?sphrase_id=2721