Комплексное

музыкальноезанятие

по теме:

“Эта русская сторонка,

это Родина моя”

(подготовительная группа)

Музыкальный руководитель:

Турдиева О.Н.

Задачи:

Воспитывать патриотические чувства и позитивное отношение к народному творчеству

Прививать культуру слушания музыки

Развивать музыкальные способности, вокальные навыки

Атрибуты:

Картины русских художников

Бутафорская берёзка

Используемая литература:

Журнал «Дошкольное воспитание», №7,1997г.

Журнал «Музыкальная палитра», №3,2002г.

Журнал «Музыкальная палитра», №3,2001г.

Звучит музыка «Подснежник», П.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года». Дети входят в зал, занимают места.

М.р:

Льётся музыка рекой

Вьётся нотною строкой

Снова звуков половодье

Захлестнуло всё вокруг,

И кораблики мелодий

Выплывают из-под рук…

(К.Ибриев)

М.р: Для вас прозвучала пьеса П.И.Чайковского «Подснежник». На смену зиме спешит весна. Бурно бегут ручьи, весело звенят капели, радуется всё вокруг тёплому весеннему солнышку! Не даром говорят, что весна – утро года: природа просыпается после долгого зимнего сна. Оживает лес, молодые зелёные ростки так и тянутся вверх – к самому небу, чтобы ладошкой-листочком коснуться мягких лёгких облачков. А подснежники! Они первыми спешат выглянуть из-под снега, встряхнуться и зазвенеть на весь мир: «Смотрите, мы живы, мы веселы, мы рады солнышку, весне, жизни!»

- Прислушайтесь, а чьё это пение раздаётся в вышине? Да это же жаворонок, это его трели заставляют радостнее биться.

Дети слушают пение жаворонка весной (аудиозапись «Голоса птиц»)

М.р: Композитор П.И.Чайковский услышал пение жаворонка и языком музыки рассказал об этом.

Звучит «Песня жаворонка», П.И.Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».

М.р: Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Ведь признайтесь, и вам хочется побольше быть на улице. Чувствовать, как ласково ветерок касается лица, а лучи солнышка стали на много теплее!

- Наверное, нет ни одного композитора, живописца или поэта, который не воспевал бы весну. Рассмотрите внимательно картины.

Дети смотрят картины: «Весна», «Грачи прилетели», А.Саврасов; «Март», И.Левитана.

М.р: Все они объединены одним радостным настроением: воздух как будто прозрачный, даже чуть-чуть звенящий, краски светлые, чистые. Смотрите на картины и слушайте музыку.

Исполняется музыкальный фрагмент «Весна», Э.Грига («Дошкольное воспитание», №2,1997)

М.р: Картины и музыка так дополняют друг друга, что, кажется, не нужно и слов, но тем не менее есть множество стихотворений о весне, природе, Родине.

Дети читают стихотворения: «Весна», А.Майкова; «После половодья», И.Бунина; «Весенние воды», Ф.Тютчева; «В апрельском лесу», Г.Ладонщикова.

М.р: До чего же красива наша родная природа, как прекрасен мир, который нас окружает!

Исполняется песня «Всюду музыка звучит», Т.Шикаловой («Музыкальная палитра», №3,2002)

М.р: «…Россия – какое красивое слово! И роса, и леса, и синее что-то…» – так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад. А вот эти строки о России написаны недавно современным поэтом С.Васильевым, но они не менее прекрасны.

Выходят три ребёнка.

1-й ребёнок:

Россия… Как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом поля, леса и реки,

Раздолье, русская душа!!!

2-й ребёнок:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей!!!

3-й ребёнок:

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!!!

М.р: Россию называют «Родниковым краем», «Ромашковой Русью, действительно это так: посмотрите на картины русских художников.

Дети рассматривают картины «Весна – большая вода», И.Левитана; «Заросший пруд», «Пейзаж», «Этюд с натуры», «Пруд в старом парке», Шишкина; «Тёплый вечер», Н.Соколова.

На середину зала выносят бутафорскую берёзку.

М.р: А вот красавица берёзка склонилась над рекой, тихо шелестят молодыми листочками. Ей скучно одной в широком поле, и она тихо шепчет: «Девочки – подруженьки, где же вы? Выходите гулять, потанцуйте со мной!»

Дети исполняют песню, а восемь девочек танцуют под русскую н.м. «Во поле берёзка стояла».

М.р: А давайте, ребята, исполним песню про нашу маленькую Родину, про наш маленький дом, который называется детским садом.

М.р: А какие рассветы с пением соловья знает Русь! Недаром даже иностранные гости приезжают к нам послушать соловья и увидеть рассвет или закат на реке!

Звучит фрагмент фонограммы «Подмосковные вечера», В.Соловьёва – Седого.

М.р: Я уверена, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное сегодня. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником. И тогда о нём также будут говорить люди и его творчество будет волновать, и заставлять ещё больше полюбить Родину! А пока вы ещё дети, и очень важно, чтобы любовь к прекрасному не проходила у вас никогда, чтобы музыка всегда для вас была другом. А если дружат музыка и дети – ничего прекрасней нет на свете!!!

Исполняется песня «С музыкой дружат все дети земли», Т.Шикаловой («Музыкальная палитра», №3, 2001)