Конспект активизирующего общения

для детей среднего дошкольного возраста.

Тема: «Игрушки»

Задачи:

Образовательные:

Учить составлять короткие тексты-сказки;

Вовлечь детей в общий разговор по темы из личного опыта, а также в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;

Развивающие:

Развивать речевое внимание и фонематический слух детей;

Формировать навыки и умения передачи эмоциональной и интонационной выразительности;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к устной речи, элементарное осознание языковой действительности; бережного отношения к игрушкам, желание оказывать помощь, делать приятные подарки.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

Литература:

Дзюба П.П. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада» – Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.

Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» – Москва «Мозаика – Синтез» 1999г.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. «Хочу в школу» – Москва «АРКТИ»1999г.

Алябьева Е.А. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» – Москва «Сфера» 2008г.

Методический жуонал для педагогов детского сада «Дошкольное оразование» 2011, 2012г.

Предварительная работа:

Составление сказок, загадок, описательных рассказов;

Игры с пальчиковыми и настольными куклами;

Заучивание и чтение стихов, пальчиковых и динамических игр, логоритмик;

Словарная работа на занятии:

Активизировать словарный запас, делая акцент на прилагательных и глаголов.

Оборудование:

Коробки черного и яркого (любого) цвета;

Игрушки (различные, по кол-ву детей), которыми дети перестали играть.

Психологический настрой.

Дети стоят полукругом на ковре.

Воспитатель: Ребята, какие любимые игрушки есть у вас дома? (Дети называют)

А теперь вспомним, с какими игрушками вы любите играть в детском саду. Называть будем не сами игрушки, а только звуки (звукосочетания), которыми можно описать эти игрушки (или они их издают) и можно показать движения (действия), которые помогут нам отгадать эту игрушку. Например, я люблю…(воспитатель имитирует звук самолета и разводит руки в стороны «крылья») А теперь свою любимую игрушку покажет Семен, а ее угадаем. (3-4)

Введение в проблему.

Воспитатель: Утром я мыла игрушки, протирала полочки, на которых они стоят, и услышала странные звуки, как будто кто-то плачет, вздыхает, стонет. Я стала искать откуда исходят эти звуки и нашла эту коробку (воспитатель обращает внимание детей на стоящую на столе черную коробку). Сядьте на стульчики и давайте рассмотрим эту коробку, какая она?

Дети: Черная, большая, скучная, мрачная, страшная, не красивая, загадочная, опасная…

Воспитатель: Да, действительно, эта коробка и страшная, и загадочная, и опасная. И я бы ее не открывала, если бы не знала, что в ней лежит. Я вспомнила, что в эту коробку сложила игрушки, которые стали вам не интересны, вы выросли и перестали играть в эти игрушки. Но им стало страшно и скучно в этой коробке. (Воспитатель открывает коробку и демонстрирует некоторые игрушки) Очень жалко эти игрушки, что же можно сделать, чтобы игрушки перестали скучать?

Дети: пожалеть, поиграть с ними, спеть песенку, прочесть стихи, рассказать сказку…

Чтение любимых стихотворений.

Воспитатель: Давайте прочтем игрушкам стихотворения о них. Вот, например, этому ежику можно прочитать стихотворение:

«Ежик раньше всех проснулся,

Улыбнулся, потянулся,

По грибы Еж спозаранку

Торопился на полянку».

Дети (3-4) берут в руки ту игрушку, о которой знают стихотворение. (3-4)

Воспитатель: Ребята, если мы будем читать стихи каждой игрушке, то нам не хватит и дня, их тут много. Что же делать? Может их рассмешить? Как можно рассмешить? (предложения детей).

Воспитатель: А давайте попробуем их рассмешить, как это делают клоуны в цирке.

Динамическая пауза с интонационной разминкой. (Можно провести просто динамическую (ритмическую) паузу)

Дети встают произвольно на ковре.

Воспитатель: Представьте, что вы клоуны в цирке, я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать и делать разные движения.

Воспитатель задает вопрос, делая интонационное ударение на разные слова, и дети должны отвечать на вопросы делая интонационное ударение на те же слова.

Мы клоуны в цирке? – наклоны головы вперед – назад

Мы клоуны в цирке!

Мы клоуны в цирке? – наклоны туловища вправо-влево

Мы клоуны в цирке?

Мы клоуны в цирке? – прыжки

Мы клоуны в цирке?

Воспитатель: А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные. Я буду называть разные неправильные слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите правильное слово «клоун».

Кляун, оун, кулен, клоун.

Кулен, клоун, кален, кпулен.

Кзапен, нулен, клоун, капен.

Сочинение сказки.

Воспитатель: Ребята. Мне кажется, что нашим игрушкам очень понравится, если мы их переложим в красивую коробку и подарим малышам. Но сначала давайте придумаем смешные и интересные сказки нашим игрушкам. А они расскажут эти сказки малышам и им вместе будет весело. Согласны?

Сказку мы не просто расскажем, но и покажем, а вы мне поможете.

Воспитатель рассказывает сказку, делая остановки и предлагая детям подсказать слово или действие.

Примерная сказка: Маленькому (кому?) медвежонку было очень скучно, не с кем играть, бегать и веселиться. И он решил (что сделать?) пойти искать (кого?) друзей. Вот пошел он (куда?) в лес и встретил там (кого?) зайчика (Олег, ты будешь зайчиком). Мишка был очень вежливым и поэтому (что сделал) поздоровался и (что спросил?) «Не хочешь ли ты со мной дружить?» (Как вы думаете, что ответил зайчик?)…

Сказка продолжается с 3-4 героями.

Воспитатель: Интересная у нас получилась сказка. Я предлагаю вам взять игрушки, сесть группами и придумать свою сказку.

Занятие переходит в игру.

После игры дети собирают игрушки в красивую коробку и относят детям младшей группы.