Конспект музыкально – ритмического занятия

с использованием жестов и имитационных движений для детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

«Весенний дождь»

Музыкальный репертуар: С. Прокофьев, «Дождь и радуга»; В.Моцарт, фрагмент из оперы «Дон Жуан»; аудикоссета «Звуки природы: «капли, дождь, гром»; Т. Ломова, «Прогулка».

Задачи:

Развивать слуховое внимание через восприятие звуков природы.

Услышать общее светлое настроение пьесы С.Прокофьева, «Дождь и радуга»; учить слышать тембровые изменения в музыке, связывая их с характеристикой музыкального художественного образа.

Передавать в радостных, энергичных движениях лучезарное настроение музыки В. Моцарта «Танец с лентами».

Использовать жесты (поймать капельку дождя) и имитационные движения (раскрыть зонтик, спрятаться под ним) в знакомой пляске-игре «Солнышко и дождик» (Т.Ломова, «Прогулка»).

Продолжать развивать ориентировку в пространстве.

Материалы и оборудования: репродукция картины Б.Кустодиева «Волга. Радуга»; аудиокассета «Звуки природы»; разноцветные ленточки на колечках, фортепиано.

Ход занятия

Учитель предлагает детям послушать звуки и узнать, о каком явлении природы они рассказывают.

Дети слушают аудиозапись; узнают звуки отдельных капель, частый дождь, ливень, раскаты грома, шум ветра.

Учитель: Дождь на улице опять

Вымочил дорожки!

Капли начали стучать

Радостно в окошки!

Дождь зовет меня гулять:

«Хватит у окна стоять!

Будем бегать, будем прыгать,

Все вокруг водою брызгать!»

Поплясал, поскакал,

Пошалил – и перестал!

А после дождя природа так красива! Яркие зеленые цвета у травы и листьев на деревьях, свежий воздух! А еще после дождя можно увидеть чудо! Это радуга-дуга!

Учитель демонстрирует детям репродукцию картины Б.Кустодиева, «Волга. Радуга», обменивается с детьми впечатлениями, затем предлагает послушать светлую, красивую музыку.

Дети слушают пьесу С.Прокофьева «Дождь и радуга».

Учитель обращает внимание детей на тембровые изменения в музыке, связывает их с характеристикой музыкально-художественного образа.

Учитель: Светит солнышко опять, выходите погулять!

Звучит пьеса «Прогулка», муз. Т.Ломовой.

Дети с воспитателем участвуют в пляске-игре «Солнышко и дождик»: гуляют по залу, «ловят капли дождя», прячутся воображаемый зонтик воспитателя, протягивают ладошки из-под зонтика, проверяя, не идет ли дождик? Во время повторения музыки воспитатель предлагает детям раскрыть каждому свой зонтик.

Учитель привлекает внимание детей к разноцветным ленточкам, говорит о том, что они похожи на весенний зонтик. Дети берут ленточки, поворачиваются к зеркалу и любуются на разноцветный дождик из ленточек. Дети (без музыки) воспроизводят разнообразные взмахи лентами (ладони кверху).

Учитель предлагает послушать красивую музыку, под которую можно танцевать с ленточками.

Дети подходят к фортепьяно, слушают фрагмент из оперы «Дон Жуан» В. Моцарта.

Учитель: Музыка радостная, легкая, звонкая!

«Танец с лентами, музыка В.Моцарта (фрагмент из оперы «Дон Жуан»)

Дети танцуют, подражая движениям взрослых.

1-8 такты (и их повторение): легко бегут парами по кругу, с окончанием музыкальной фразы останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу (один – спиной в круг).

9-16 – на сильную долю притопывают и одновременно взмахивают лентой.

17-18 – обмениваются лентами.

19-20 – поворачиваются по ходу танца для повтора.

Окончание танца: мальчики кивают головой, девочки слегка приседают.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Каплунова И. Новоскольцева И. Мы играем, рисуем, поем. Издательство «Композитор» Санкт- Петербург»,2004год.

Музыкальный руководитель № 3 2009год.Санкт – Петербург.

Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Ярославль Академия развития, 2002год.