Тема: История потерянной буквы .

Группа: подготовительная к школе группа для детей с нарушениями речи.

Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.

Вид: занятие-путешествие.

Цель: закрепление навыка произношения и дифференциация звуков [л] и [л'] в словах и предложениях на материале лексической темы «Транспорт».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

активизация словаря по теме «Транспорт»;

закрепление обобщающих понятий;

совершенствование умения классифицировать предметы по определенному признаку;

уточнения артикуляции звуков [л] и [л'];

закрепление навыка слогового анализа слов;

совершенствование навыка составления предложений по опорной схеме;

закрепление в речи правильного употребления предлогов;

совершенствование навыка чтения слов и предложений;

профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие:

развитие навыков фонематических дифференцировок;

развитие зрительного внимания и гнозиса;

развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;

развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

воспитание навыков сотрудничества;

воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, индивидуальные зеркала (8 шт.), плоскостные куклы – «Звуковички», модели шлюпок (синяя и зеленая), предметные картинки со звуками [л] и [л'] в разных позициях: в начале, середине, конце слова, индивидуальные слоговые схемы, перфокарты – «зашумленные буквы», 8 простых карандашей, смайлики.

Ход деятельности

I этап. Организационный момент (5 минут)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся друг с другом. Меня зовут Наталья Александровна, а вы представитесь, назвав свое имя – «ласково».

Логопед: Ребята, я к вам сегодня я пришла не случайно. Я получила видеописьмо от первоклассника Пети Иванова. Давайте его посмотрим.

Текст: Здравствуйте ребята! Меня зовут Петя Иванов. Я учусь в первом классе. У меня случилось беда: я правильно сделал домашнее задание, но учительница в школе поставила мне двойку и сказала, что я допустил много ошибок. Вот посмотрите и помогите мне, пожалуйста (просмотр видеозаписи):

Вот . ампа. Тут га . ка. Там сто.

Логопед: Вы догадались, какая беда случилась с Петей?

Дети: Потерялась буква Л.

Логопед: Я догадываюсь что произошло, букву Л съел Буквоед. Кто скажет, что такое буква?

Дети: Буква – это домик для звука.

Логопед: Чтобы помочь Пете надо спешить на поиски потерянной буквы. Буквоед вернет нам букву лишь после того, как мы справимся со всеми заданиями. Буквоед живет в тридевятом царстве, за тридевять земель. Путь предстоит длинный, и помогут нам звуковички.

Логопед: Какие звуки живут в букве Л?

Дети: Звук [л] и звук [л'].

Логопед: Какие это звуки?

Дети: Согласные.

Логопед: Давайте проверим!

(уточнения артикуляции звуков [л] и [л'] – упражнение «Пароход» и «Пароходик»).

Логопед: Чем они похожи? Чем отличаются?

(слайд – схема характеристика согласных звуков).

Логопед: Ребята чтобы звуки произносить четко и правильно необходимо сделать гимнастику для язычка.

Логопед: Замечательно! Итак, вперед! В сказочное путешествие на поиски потерянной буквы!

II этап. Основная часть

Игровое упражнение «4-ый лишний» по теме «Транспорт» с использованием слайдовой презентации (3 минуты)

Логопед: Ребята, скажите, а как мы можем попасть в волшебную далекую страну? Что мы можем сделать?

Дети: (дойти, доехать, долететь, доплыть).

Логопед: Хорошо! А как одним словом назвать, то на чем мы можем долететь, доплыть, доехать?

Дети: Транспорт.

Логопед: Правильно! Вот и первое задание Буквоеда: найдите какой вид транспорта лишний и объясните почему?

(показ слайдов).

Логопед: Замечательно! Справились! Пора в путь! Ребята оказывается Буквоед заколдовал транспорт, но звуковички помогли нам, они смогли расколдовать только тот транспорт, в названии которого есть звук [л] или звук [л']. Как вы думаете, какой это транспорт? (ответы детей).

Логопед: Посмотрите, впереди море, каким транспортом мы можем воспользоваться? Помните: в названии транспорта должен быть обязательно звук [л] или звук [л']

Дети: Теплоход.

Логопед: Правильно. Кто управляет теплоходом?

Дети: Капитан.

Логопед: Отправляемся в плавание!

Игровое упражнение на дифференциацию звуков [л] и [л’] (5 минут)

Логопед: Ребята, посмотрите, в открытом море кто-то потерпел кораблекрушение. Нужно срочно подать шлюпки. Будьте внимательны: в синюю шлюпку предметы со звуком [л], в зеленую со звуком [л'].

(дети раскладывают предметные картинки в разные шлюпки)

Логопед: Молодцы! Справились с заданием и помогли терпевшим бедствие. Вот земля, мы приплываем в порт. Чтобы продолжить путешествие нам следует выбрать другой вид транспорта. Отгадав загадку, вы узнаете этот транспорт:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет,

Что же это?-…амолет).

Логопед: Верно! Кто управляет самолетом?

Дети: Пилот.

Игровое упражнение по слоговому анализу слов (5 минут)

Логопед: Чтобы пройти на борт самолета, необходимо приобрести авиабилеты. Для этого следует выполнить задание: разделить словечко на слоги, назвать количество слогов, если ответ правильный – получаете билет. Давайте вспомним правило о соотношении гласных звуков и слогов в слове.

Дети: Сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Логопед: Замечательно, все купили билеты, тогда в полет.

Физ.минутка. Самолет (2 минуты)

Руки в стороны – в полётОтправляем самолёт.Правое крыло вперёд,Левое крыло вперёд.Раз, два, три, четыре Полетел наш самолёт.Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите.Опустите руки вниз, И на место все садись!

Игровое задание на анализ и синтез предложений (5 минут)

Логопед: Посмотрите, ребята, мы у главных ворот волшебной страны! Ворота закрыты, открыть их сможем, назвав предложение по схеме, используя картинки (теплоход, плот, самолет, троллейбус, велосипед, автомобиль). Посмотрите внимательно, сколько слов должно быть в предложении?

Дети: В предложении 4 слова.

Логопед: Что обозначает короткая полоска?

Дети: Предлог.

Логопед: Что такое предлог?

Дети: Предлог – это короткое слово.

Логопед: Как пишем предлоги в предложении?

Дети: Предлоги пишем отдельно от других слов.

Логопед: Послушайте мое предложение: Вертолет стоит в ангаре. Теперь назовите свое предложение.

Логопед: Замечательно! Мне очень понравились ваши предложения. Ворота вы смогли открыть, но посмотрите, Буквоед букву держит крепко. Посмотрите внимательно, на что похожа буква Л? Из каких элементов она состоит? (ответы детей).

Работа с перфокартами (3 минуты)

Логопед: Буквоед отдаст букву, если справитесь с заданием: найдите на карточке все буквы Л, обведите их в кружок, а количество найденных букв запишите цифрой в правом верхнем углу.

(дети работают с перфокартами)

Логопед: Молодцы! С заданием справились и букву расколдовали.

Логопед: Теперь мы можем поставить на место букву Л в словах Пети Иванова.

Вот лампа. Тут галка. Там стол.

III этап. Заключительная часть (2 минуты)

(дети определяют место буквы в словах)

III этап. Заключительная часть (2 минуты)

Логопед: Ребята, вы сегодня все были молодцы. Вы очень старались, были внимательны, справились со всеми заданиями и помогли первокласснику Пете Иванову. Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Что запомнилось? Что нового вы узнали? (ответы детей).

Логопед: Если вам понравилось путешествие, оставьте мне на память веселый портретик, если нет – грустный.

Спасибо ребята! Пришло время попрощаться. До свидания! До скорых встреч!

Предполагаемое время: 30 минут.