Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» «Рисование» в подготовительной группе

Тема: «Как носила девица красный сарафан»

Подготовила воспитатель

Южакова Ольга Николаевна

г. Абакан

2013

Цель: Знакомство детей с историей русского народного костюма.

Задачи:

Показать особенности национального костюма на Руси;

Расширить знания детей о русской народной культуре;

Закреплять технические умения и навыки рисования разнообразными художественными материалами;

Развивать эстетический вкус;

Формировать нравственные качества дошкольников.

Оборудование:

Выставка «Русский народный костюм», на которой представлены образцы и иллюстрации народного костюма.

Записи русских народных мелодий: «Во поле берёза стояла», «Эх, лапти, да лапти, да лапти мои».

Листы альбома, на них нарисованы контуры мальчика и девочки.

Гуашевые и акварельные краски, фломастеры, цветные и простые карандаши, баночки с водой, салфетки, палитра, кисти.

Содержание НОД:

Воспитатель вместе с детьми рассматривает выставку «Русский народный костюм».

Рассказывает историю русского костюма.

Рассказ воспитателя (сопровождается тихой музыкой):

В народном костюме слились воедино два начала – функциональные (то есть русский народный костюм – это прежде всего костюм крестьянина) и эстетическое.

Древнейшие формы русского костюма тесно связаны с языческими представлениями и верованиями, которые составляли основу земледельческих и столярных культов древних славян.

Свой классический вид костюм приобрёл к началу ХIХ века. Русский костюм можно разделить на два вида: северный и южный.

Женская одежда (южный) (сопровождается показом иллюстраций, фотографий, рисунков)

Рубаха. В южных районах женщины носили рубахи. Ворот, оплечья, рукава, подол рубахи украшали тканным или вышитым узором, а позднее аппликацией из ярких лент или полос ткани. Обилие красного отличало рубахи молодых женщин, тогда как пожилые люди носили преимущественно белые рубахи, почти без украшений.

Понёва. Полосатая одежда, типа юбки, которую одевала женщина после замужества. Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани.

Передник. Обязательно входил в понёвый комплект. «Занавески», «запон», «перетырки» были своеобразным документом женщины: по краю, элементам вышивки можно было узнать из какой она деревни, замужем или просватанная, есть ли дети или нет.

Осенью или весной поверх рубахи, понёвы и запона носили плечевую (шушпан, шушуны, коротай) одежду из холста или шерсти.

Головные уборы. Девичий головной убор в форме венка или повязки – оставлял голову открытой. Венки делали из тесьмы, ткани, лент, бисера, пуговиц, блёсток, крашеных перьев. Женские головные уборы должны были обязательно покрывать голову.

Праздничный наряд девушек и женщин дополнялся бисерными шейными и нагрудными украшениями. Богатые крестьянки носили украшения из янтаря, жемчуга, граната.

Женский костюм (северный). Сарафанный.

Сарафан в русском костюме появился в ХV веке. Сначала сарафан был одеждой только княжеских родов. Позднее Екатерина II разрешила носить сарафаны всем родам и сословиям, что сделало его популярным среди крестьян и купечества. Шили сарафаны из различных тканей: атласа, штофа, парчи и т.д. Поверх сарафана обычно надевали передники: они предохраняли одежду от загрязнения, носили декоративный характер, закрывая неукрашенные части костюма. Важной составной частью праздничного сарафана была плечевая одежда – душегрея. Она выполнялась из парчи или бархата.

В качестве головных уборов, женщины северных губерний России носили кокошники. Они украшались очень красиво: бисером, рубленным перламутром, речным жемчугом, фольгой. Наиболее характерными орнаментами были растительные, а так же изображение птиц. На севере были популярны украшения типа ошейника. Воротника: они представляли собой сетку из перламутра, мелкого бисера, искусственного жемчуга. Широко использовались различные серьги.

Мужской костюм.

Мужской костюм и в южной и в северной России был менее разнообразен, чем женский. Он состоял из рубахи – косоворотки, портов, лыковых лаптей или кожаных сапог. Рубаха украшалась вышивкой и непременно подпоясывалась шерстяным поясом узорного плетения. На голове носили войлочные шляпы – грешневик, позднее появляются картузы.

Весной и осенью носили в основном различные по крою кафтаны, глубоко запахивая их на левую сторону. Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки, шитые, как правило, мехом внутрь.

Самой распространённой обувью были лапти, сплетённые из лыка или бересты, надевавшиеся поверх домотканых онуч. (звучит русская народная музыка «Лапти»).

Носили крестьяне и различную кожаную обувь. Женщины ходили в котах – башмаках с завязками на задниках, а так же в ботинках с резинкой по бокам. В зимнее время – валенки, катанки, на русском севере – меховую обувь.

2. Проводится народная хороводная игра «Венок» (звучит русская народная музыка «Во поле берёза стояла»).

Двое ребят с венком берутся за руки, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

«Берёзонька девочек кричала,

К себе призывала:

- Идите, девочки, на луг гулять,

Зелёные веточки забивать.

- Мы тебя, берёзка, не согнём

На тебе веночки не завьём.

- я к вам, девушки, сама согнусь,

Сама в веночки совьюсь.

Завейте веночки зелёные, –

Станете весь год весёлые.»

3. Задание детям. «Плетём венок» Надо сплести венок из ленточек (косички)

(Работа детей)

4. «Оденем Ваню и Маню в русский костюм».

На альбомных листах нарисованы контуры кукол мальчика и девочки. Дети придумывают узор для одежды кукол, используя при этом разнообразные художественные материалы. Украшают костюмы разнообразными декоративными элементами.

В конце занятия все вместе любуются изображениями кукол в русских народных костюмах.