Подгрупповое занятие с детьми подготовительной логопедической группы

Вид занятия: «Формирование правильного звукопроизношения и подготовка к

обучению грамоте»

Тема занятия: «Дифференциация звуков «Л» – «Р»

Участники занятия: Дети с заключением на вводе в логопедическую группу

«Общее недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)»,

дизартрический компонент. У одного ребёнка – интеллект

субнорма. Окончание двухлетнего коррекционного периода.

Цели занятия:

Совершенствовать слухо – произносительную дифференциацию звуков «Л»-«Р».

Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности.

Совершенствовать навык произнесения слов сложной звуко-слоговой структуры (изолированно и в контексте предложения).

Совершенствовать навык образования относительных прилагательных.

Продолжать учить составлять распространённые предложения по опорным картинкам.

Продолжать учить узнавать и дифференцировать зрительный образ букв.

Развивать психические процессы.

Ход занятия:

- Ребята, любите ли вы мультфильмы про смешариков?

- А помните ли вы как их зовут?

Сегодня к нам на занятие пришли не только гости – взрослые люди, но и ваши любимые герои. Кто они?

- Лосяш и Крош.

- Назовите, пожалуйста, первый звук в имени этого смешарика («Л» – Лосяш).

- Назовите, пожалуйста, второй звук в имени этого смешарика («Р» – Крош).

Сегодня мы будем продолжать тренировать правильное произношение этих звуков.

У каждого звука есть буква.

Найдите мне, пожалуйста, букву звука «Л», букву звука «Р».

Отдадим эти буквы Лосяшу и Крошу.

Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?

Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».

Произнесите, пожалуйста, звук «Л». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы немного улыбаются, рот приоткрыт, узкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы).

Произнесите, пожалуйста, звук «Р». Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту? (губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий кончик языка поднимается за верхние передние зубы и дрожит, потому что мы сильно дуем на него).

- Ребята, Лосяш и Крош пришли к нам не просто в гости. Они приготовили для вас очень интересные задания.

Первое задание: Рассмотрите картинки, назовите их и определите, какой звук («Л» или»Р») есть в названиях этих картинок (РАК, РЫБАК. РУКАВ, КОМАР, ПОВАР, КОЗЁЛ, ЛОБ, ФАКЕЛ, ЛУК, БЕРЛОГА, ЖУРНАЛ).

Давайте теперь составим из этих картинок волшебную цепочку. Картинки – берлога и журнал убираются, а из остальных дети по очереди выкладывают цепочку, в которой каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова. Дети комментируют свои действия: «В слове «РАК» последний звук «К», значит, следующая картинка будет «КОМАР».

Волшебная цепочка: РАК – КОМАР – РЫБАК – КОЗЁЛ – ЛОБ(П) – ПОВАР –

РУКАВ(Ф) – ФАКЕЛ – ЛУК.

А теперь, я хочу попросить наших уважаемых гостей выбрать из этой цепочки четыре любых слова, а вы составите звуковые схемы этих слов.

- Предложите, пожалуйста, слово для Леры, (для Гриши, для Толика, для Никиты).

Двое детей выкладывают схемы над картинками, двое под картинками, определяют количество слогов.

Второе задание «Измени слово»:

– Я говорю начало слова, а вы подумайте каким звуком «Р» или «Л» это слово должно закончиться (топоР, стоЛ, укоЛ, забоР)

- Я говорю конец слова, а вы подумайте, какой звук «Л» или «Р» должен быть первым (Рысь, Лужи, Работа, Лапа)

- Замените в слове звук «Л» на звук «Р». Какое слово получится? (БАЛ – БАР, ЖАЛ – ЖАР, ИГЛА – ИГРА, ПОРКА – ПОЛКА)

Третье задание «Что у кого?»:

У Лосяша и Кар-карыча есть друзья – мальчик и девочка. Чтобы узнать их имена нужно определить первые звуки слов, которые я произнесу и составить из них имя (Роза, Ослик, Машина, Апельсин – РОМА; Медведь, Индюк, Лук, Ананас – МИЛА).

У детей по две пары картинок. Задание: Рома любит предметы со звуком «Л», а Мила любит предметы со звуком «Р». Дети прикрепляют картинки и комментируют свои действия: «Около Милы рак, а около Ромы лак». (лак – рак, пилот – пирог, ложки – рожки, лавка – рамка, флаг – фрак, козёл – ковёр, плошка – крошка, колобок – коробок).

Четвёртое задание «Скажи, какой?»:

(образование относительных прилагательных)

Снасть для рыболова – рыболовная снасть Матрац из поролона – поролоновый матрац Курорт для горнолыжников – горнолыжный курорт Каша из перловки – перловая каша Пломбир из шоколада – шоколадный пломбир Скорлупа от яйца – яичная скорлупа Браслет из кораллов – коралловый браслет Лак из перламутра – перламутровый лак Лайнер для пассажиров – пассажирский лайнер

Пятое задание «Составь предложение»:

Дети получают опорные картинки: РЫБОЛОВ – ВЕДРО, КРОКОДИЛ – ЗЕБРА, СОРОКА – КРЫЛЬЯ, ДЕВОЧКА – ЗЕРКАЛО. Задание: составить предложение, в котором были бы слова со звуками «Л», «Р». Например: РЫБОЛОВ ПОЙМАЛ ЦЕЛОЕ ВЕДРО РЫБЫ. ГОЛОДНЫЙ КРОКОДИЛ ПОЙМАЛ И СЪЕЛ ЗЕБРУ. У БЕЛОБОКОЙ СОРОКИ ДВА ЧЁРНЫХ КРЫЛА. ДЕВОЧКА УРОНИЛА И РАЗБИЛА ЗЕРКАЛО.

Шестое задание «Сказочное»:

Лосяш и Крош очень любят сказки. Но когда они были маленькие и не умели правильно произносить звуки «Л» и «Р» никто не понимал какую сказку они хотят послушать. А вы догадаетесь?

«КЛАСНАЯ ШАПОЧКА», «СИВКА – БУЛКА», «КОРОБОК», «ЖАЛ – ПТИЦА»

Седьмое задание «Узнай, напиши, прочитай»:

- Угадай, какие буквы спрятались

- Расставь буквы по росту и прочти слово

Занятие подошло к концу. Смешарикам очень понравилось, как вы занимались. Теперь вы можете с ними поиграть.