Программное содержание:

Познакомить детей с разновидностями колыбелей ( из дерева, плетёные из луба, плетёные из ивовых прутьев);

Приобщить детей к духовной культуре кубанского народа;  заинтересовать в знакомстве с кубанским фольклором (колыбельные песни, потешки, приговорки);

воспитывать гуманные чувства, любовь к ближнему.

Активизация словаря: колыбель.

Предварительная работа: знакомство со старинными кубанскими именами, элементами кубанской одежды.

Ход занятия.

Группа убрана в кубанском стиле. Макет русской печи, в печи чугунок, рядом с печкой стоит ухват.

Посередине группы лавка , напротив лавки колыбель.

Дети входят в группу, воспитатель одетая в кубанскую одежду встречает их со словами:

В: Добрый день детушки – касатушки!

Подойдите не стесняйтесь.

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель обращает внимание на свой наряд

В: Ребята посмотрите какая я нарядная! Скажите, а во  что я  одета? (ответы детей). Правильно юбка, кофта, платок. А ещё ребята у меня в хате есть волшебный сундук, посмотрите,  вот он стоит в углу.

В: Что за странный сундучок?

И закрыт он на  замок.

Если ключик подберём,

В прошлый век мы попадём!

Ребята, а чтобы сундучок открылся нам нужно потрудиться – отгадать загадки. Слушайте внимательно:

Маленькая собачка свернувшись лежит,

Не кусает, не лает, а в дом не пускает? ( замок)

Хвост на дворе, нос в конуре,

Кто хвост повернёт, тот в дом войдёт. (Ключ)

В: Ой да молодцы, отгадали правильно. Смотрите ребята, а сундук то открылся.

Воспитатель достаёт из сундука элементы кубанской одежды: платок, передник, бурку, душегрейку, юбку .При этом дети помогают называть названия доставаемой одежды. Воспитатель предлагает детям переодеться  и посмотреть на себя в зеркало. Ребята  вот и вы теперь одеты как и я, о хотите очутиться в прошлом?

Д: Да!

В: Ну тогда я скажу волшебные слова, а вы их внимательно слушайте и повторяйте за мной.

Влево, вправо повернись,

В прошлом веке очутись!В: Вот мы и попали с вами в кубанскую хату. Ой ребята, послушайте, кажется кто –то плачет. Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим.

Дети и воспитатель подходят к люльке.

В: Кто это у нас плачет?

Не получит калачик,

Кто это у нас ревёт?

Не получит сухарёк.

Воспитатель берёт куклу на руки.

Цыть, цыть, не плачь

Несёт котик калач.

Недолечко на мостике

Несёт калач на хвостике.

В: Ребята это плакала девочка, а как вы думаете, почему она плакала?

Ответы детей.

В: Она услышала наши голоса и захотела, чтобы её взяли на ручки. Ребята, а как вы думаете, какое имя могло быть у этой девочки в старину?

Дети перечисляют старинные женские имена.

В: Да ребята, её зовут Аксиньюшка. А какие вы ещё знаете кубанские имена?

Ответы детей.

В: Ребята наша Аксиньюшка  успакоилась и хочет с вами поиграть, а давайте поиграем с Аксиньюшкой в игру которая называется «Карусель»

Игра проводится два раза.

Снова заплакала кукла.

В: Ой ребята, наша малышка наверное закружилась в карусели и захотела спать, чтобы она успокоилась давайте положим её в кроватку.

Воспитатель кладёт куклу в кроватку и качает.

- Ребята, а скажите где спит наша Аксиньюшка?

Д: – В люльке, в кроватке.

В: – Правильно, а ещё в  старину кроватку называли колыбелькой. Колыбель – это люлька. Она легко качалась, «кланялась», как маленькая лодочка, плывущая по реке. Колыбель в кубанских хатах подвешивали на гибком месте – к потолку. Положит мама ребёночка в колыбельку, качнёт раз-  другой, а сама в это время пряжу прядёт. Скажите мне ребята, а как вы думаете, из какого материала сделана колыбелька?

Ответы детей.

В: А еще колыбельки делали из ивовых прутьев и плели из лыка.

Дети рассматривают образцы колыбелек.

В: А как вы думаете, кто в станице делал колыбели?

Ответы детей.

Снова плачет кукла.

В: Ну что же это такое.  Чего ещё не хватает нашей малышке? Ребята что ещё можно для неё сделать? Правильно нужно спеть ей колыбельную песню. А каким голосом нужно петь колыбельные песни? Да тихим голосом, ласково.

Дети положа руки под щёчку «спят» сидя на стульчиках, воспитатель поёт колыбельную:

Люшеньки, люли

Прилетели гули.

Стали гули ворковать

Мою деточку качать,

Люшеньки, люли

Спи, дитя, усни

До утренней зари

До свежей росы.

В: Ну вот кажется наша девочка уснула. Посмотрите на колыбельке какие красивые узоры. Как вы думаете для чего они?

Ответы детей.

В:А ещё, чтобы ребёнка не сглазили, и он рос здоровым и крепким.  Ребята в старинном сундуке и для вас есть колыбельки, только их нужно украсить разными узорами.

Дети садятся за столы где всё приготовлено для аппликации. Приклеивают разные геометрические фигуры, создавая орнамент.

В: Молодцы ребята! Красивые у вас получились колыбельки. А у меня для вас есть подарок-куколки из ниток. В таких куколок играли кубанские дети давным  - давно, в прошлом веке.

Воспитатель раздает детям кукол, они укладывают их в колыбель и поют им колыбельную песню.

Подведение итога занятия.