Конспект занятия «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»

Задачи:

Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю

Оборудование: обручи с колокольчиками, гири, канат, куколка Масленица, пластилин, иллюстрации по теме, шапочка «солнце»

Предварительная работа: Разучивание хороводных игр, закличек.

Ход занятия.

В-ль: Мы поедем в гости к солнышку, на «саночках с бубенцами».

Под музыку отправляемся в путь. Приезжаем рассаживаемся.

Позовем солнышко. Дети читают заклички.

«Выходит» солнышко: Я- Солнышко ,масленый колобок, пригласила вас в гости с масленицей поздравить.

В-ль. А что такое масленица? Может кто-нибудь из деток знает? (обобщаю ответы детей)

В-ль. Это самый шумный, озорной, веселый праздник в конце зимы. В старину люди думали, что смены времен года не будет, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить , иначе весна-красна мимо проедет. Масленица и есть праздник в честь возрождающегося по весне солнца.

Предлагаю детям игру «Солнце»

Ход игры.

В центре круга – “солнце” (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори,солнце, ярче -Летом будет жарче,А зима теплее,А весна милее. Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к “солнцу”, сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят ,расширяя круг. На слово “Горю!” – “солнце” догоняет детей.

В-ль. Длился праздник семь дней – с понедельника по воскресенье.

В масленицу ребятишки заливали ледяные горки и катались с них на санках- так обычай велел, катались в лошадиных упряжках с бубенцами, в удали соревновались, проводили различные соревнования. (Рассматриваем иллюстрации. Предлагаю детям посоревноваться в перетягивании каната и поднимании гирь)

В-ль. На масленицу обязательно ходили в гости и наедались блинов со сметаной, маслом, вареньем; ели пироги, ватрушки с творогом. Рассматриваем иллюстрации, играем в пальчиковую игру «Ах, блиночки мои», из пластилина лепим блины складываем в башенку) На что похожи блинчики? (на солнышко)

В-ль. А еще в эти праздничные денечки люди мастерили куклу из соломы – Масленицу, обряжали ее в сарафан и платок и катали на саночках . (показываю куклу )

Игра с масленицей. «Карусель»

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: «Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! Раз-два, раз-два,. Вот и кончилась игра» Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются. Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.

В-ль. Последний день Масленицы- воскресенье- называется «прощеным». В этот день сжигали чучело Масленицы, приговаривая: «Полно ,зимушка, зимовать, весна идет!» (рассматриваем иллюстрации) А потом все просили друг у друга прощения, произнося слова: «Бог прощает, и мы простим.» Дети просят друг у друга прощения, обнимаются.

В-ль. Хорошо погостили мы у солнышка, много интересного узнали, пора возвращаться, рассаживаемся в саночки, уезжаем по музыку.

Подводим итог. (перечисляем символы масленицы, традиции, значение)