НОД 8

«Моя семья и родственники»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо». Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.

Развивающие задачи: Развивать внимание, память, речь. Упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных, в составлении сложносочиненных предложений с союзом «а».Воспитательные задачи: Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи.

Используемый материал: Семейные фотографии детей и родителей, карточки с изображением «генеалогического древа», медальоны для награждения.

Словарная работа: конкурс, родственники, поколение, родословная, «генеалогическое древо», черствый,

Ход занятия:

Беседа:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье».

Ребята, как вы думаете, что такое семья? (Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка).

Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают? Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки? Как можно назвать их всех одним словом? Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом».

Составление рассказа: «Расскажи о своем генеалогическом древе»

(Начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся).

Игра «Назови ласково каждого члена семьи»

Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши). Кто живет в моей квартире? (пожимают плечами). Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши). Всех могу пересчитать. (Руки в стороны). Папа, мама, брат, сестренка, (загибают по одному пальцу на обеих руках), мой щегол, сверчок и я: Вот и вся моя семья (сжимают и разжимают кулачки).

Игра «Собери цепочку»

Два ребенка выходят к доске и раскладывают картинки.

(Младенец-девочка-дошкольница-школьница-студентка-мама-бабушка;

младенец-мальчик-дошкольник-школьник-студент-папа-дедушка).

Воспитатель: Каждый человек, когда только родится – совсем маленький ребенок – младенец.

Года идут. Человек растете и из грудного превращается во взрослого человека. Взрослый человек создает семью. У вас у всех есть семья. И у каждого в семье свои обязанности. Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Кто, что делает?»

Дети рассказывают об обязанностях в семье мамы, папы, бабушки, дедушки, сестры, брата и о своих обязанностях

Дидактическая игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»

Шарф (чей?) – мамин, папин, дедушкин…. Шапка (чья?) – бабушкина, мамина ….. Очки (чьи?) – дедушкины, бабушкины … Платье (чьё?) – мамино … Ботинки (чьи?) – папины … Кофта (чья?) – Танина, Машина, мамина … Плащ (чей?) – Сережин, Пашин, дедушкин, папин …

Игровое задание «Чей я ребенок, угадай?»

(Дети должны найти на выставленных фотографиях маму и папу названного ребенка, опираясь на внешнее сходство).

Игра «Какая у вас семья?»

Большая – маленькая дружная – заботливая трудолюбивая – веселая добрая – хорошая строгая – здоровая крепкая – счастливая

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (Не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…)

Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».