Конспект занятия на тему Чародейкою зимою
Конспект музыкального занятия
«Зимняя фантазия»
Музыкального руководителя
ДОУ № 62 Красносельского района Санкт – Петербурга
Карелиной Я.Н.
Санкт- Петербург, 2014
Целевая аудитория:
Воспитанники подготовительной группы (6-7 лет)
Цели:
Музыкально-эстетическое воспитание детей, развитие художественно-эстетического вкуса
Приобщение детей к мировой музыкальной культуре
Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
Задачи:
Расширение общего кругозора детей при знакомстве с музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов
Формирование представления о музыкальных жанрах и средствах музыкальной выразительности
Развитие навыков выразительного движения под музыку
Обогащение слухового опыта ребенка при знакомстве с основными музыкальными жанрами
Используемые ресурсы из музыкальной коллекции
http://school-collection.edu.ru/collection/
П.И. Чайковский, цикл «Времена года», пьеса «Декабрь. Святки»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03d89877-83b1-82cc-2cf1-d43e1ffecb5f/index12.htm
А.Вивальди, Концерты для скрипки с оркестром – “Времена года” – Opus 8 NN 1-4
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.14&p_mode=1&p_frubr=3.6
http://dob.1september.ru/2001/13/2_2.htm
Что необходимо для проведения уроков:
магнитофон, фортепиано, портрет П.И. Чайковского
Выводы:
Работа в данном направлении существенно повлияла на:
на развитие умения высказывать свои суждения развернуто и образно
на развитие музыкального слуха и целостного музыкального восприятия детей
на расширение словарного запаса у детей
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются с музыкальным руководителем.
М.Р.: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети высказываются.
М.Р.: Правильно, зима. А какие сказки вы знаете о зиме?
Дети высказываются.
М.Р.: Правильно, это и «Снежная королева», «Щелкунчик», «Морозко», «Девочка – снегурушка», «Двенадцать месяцев», «Госпожа метелица» и многие другие. А кто может назвать авторов этих сказок?
Дети высказываются.
М.Р.: Правильно, ребята. Это братья Гримм, Э.Т.А. Гофман, Г.Х.Андерсен, это и русские народные сказки.
Как вы знаете, ребята, зима в этих сказках изображена по-разному. Зима и бывает разная. Бывает яркая – светит солнышко, в его лучах сверкают и переливаются снежинки, а бывает хмурая – с пургой и холодным злым ветром. Сегодня мы с вами окажемся в снежном королевстве Зимы и попробуем почувствовать ее настроение. Давайте послушаем песню о зиме.
Муз. рук. исполняет песню Хромушина «Иней».
М.Р.: Ребята, как вы думаете, какое у зимы настроение в этой песне?
Дети высказываются.
М.Р.: Правильно. Спокойное и задумчивое, нежное. Давайте попробуем передать это настроение и все вместе исполним 1ый куплет.
Дети вместе с М.Р. поют 1ый куплет песни.
М.Р.: Дети, а сейчас я покажу вам портрет русского композитора, который написал цикл пьес о временах года, в том числе и о зиме. Кто может назвать имя этого великого композитора?
М.Р. показывает портрет Чайковского. Дети высказываются.
М.Р.: Ребята, а сейчас я вам сыграю музыкальный фрагмент пьесы П.И. Чайковского, которая называется «Декабрь». Попробуем почувствовать настроение зимы в этой музыке.
М.Р. исполняет фрагмент пьесы «Декабрь»
Чайковского.
М.Р.: Ребята, почувствовали настроение? Какое оно?
Дети высказываются.
М.Р.: Правильно – веселое, яркое, праздничное. А какой праздник в декабре все так ждем? Ну, конечно, новогодний праздник. А что бы вам хотелось делать под такую музыку: петь, танцевать, маршировать?
Дети высказываются.
М.Р.: Молодцы! Правильно. И мне тоже очень хотелось бы потанцевать. Давайте с вами попробуем придумать свой танец и исполнить его под эту музыку.
Дети импровизируют под музыку Чайковского.
М.Р.: Ну а теперь давайте послушаем другую пьесу. Музыку к ней написал итальянский композитор Антонио Вивальди. Давайте повторим это имя все вместе. Называется эта пьеса «Зима». Ваша задача почувствовать настроение зимы в этой музыке.
Звучит фрагмент «Зимы» А. Вивальди.
М.Р.: Ну что, ребята, кто хочет высказаться?
Дети высказываются.
М.Р.: Правильно, ребята! Настроение у музыки тревожное, мрачное и даже взволнованное. А что бы вам хотелось изобразить под такую музыку? Как вы думаете, кто бы мог под нее двигаться?
Звучит небольшой фрагмент пьесы. Дети высказываются.
М.Р.: Правильно, это снежинки. Они то танцуют, кружась, то собираются вместе и начинается вьюга. Какой танец из тех, что мы учили, подошел бы по характеру к этой музыке?
Дети высказываются.
М.Р.: Правильно, вьюга! Хотите станцевать этот танец?
Дети исполняют муз. композицию «Вьюга» под музыку Делиба.
М.Р.: Ну вот, ребятки, мы с вами побывали в снежном королевстве госпожи Зимы. Давайте вспомним, какие муз. произведения звучали сегодня.
Дети вспоминают.
М.Р.: Это песня «Иней», музыка О. Хромушина.
Пьеса «Декабрь», музыка П.И. Чайковского.
Пьеса «Зима», музыка А. Вивальди.
Вальс «Вьюга», музыка Делиба.
Понравилась вам наша зимняя фантазия? Если понравилась, то нарисуйте к нашему следующему занятию, картинки с этими музыкальными произведениями.