Конспект занятия на тему:

«В гости к травнице бабушке Варварушке».

Программное содержание.

Способствовать формированию представления детей о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

Уточнить знания детей о простейших способах использования некоторых растений для лечения.

Дать знания о применении ромашки аптечной, как косметического средства.

Воспитывать в детях заботливое и бережное отношение к природе.

Развивать речь, логическое мышление, коммуникативность.

Материал.

Конверт с письмом, перышко, ширма, елочки, сказочный домик, корзинка, разрезные карточки «Лекарственные растения», плоды шиповника, цветы ромашки аптечной, стаканчики, напиток из шиповника. Видеоролик «Лес: звуки природы; релаксационная музыка». Слайды: «Крапива», «Подорожник», «Ромашка аптечная».

Предварительная работа.

Беседа о лекарственных растениях, рассматривание иллюстраций «Зеленая аптека», сбор растений для гербария. Чтения рассказов из книги «Зеленые страницы» А.А. Плешакова.

Ход занятия.

- Ребята, посмотрите, сегодня в детский сад пришло письмо от бабушки Варварушки. Помните, мы с вами уже были у нее в гостях. Сейчас мы его прочитаем.

Дорогие внучата,

Быстро – быстро наряжайтесь,

Ко мне в гости собирайтесь,

Да в дорогу отправляйтесь.

Жду вас с нетерпением.

Бабушка Варварушка.

- Ну что же, хотите отправиться в гости к бабушке?

- Только как же нам дорогу найти? (ответы детей)

- Ребята, я кажется, знаю. В конверте перышко лежит, оно то нам и поможет.

Давайте все крепко возьмемся за руки, закроем глаза, я произнесу волшебные слова, и перышко нас перенесет к бабушке Варварушке.

Видеоролик «Лес; звуки природы; релаксационная музыка».

Перышко ты покружись,

В путь дорожку пустись.

- А вот и домик небольшой,

Дым колечком над трубой.

Да это же домик бабушки Варварушки. Она живет на лесной опушке. Ребята, все в округе нашу бабушку называют травницей. Как вы думаете, почему?

- Верно, бабушка Варвара, ребята, очень много знает о лекарственных растениях, об их лечебных свойствах, собирает лекарственные растения.

(Воспитатель одевает платок, фартушек).

Бабушка Варварушка: – Здравствуйте, мои детушки дорогие! Будьте моими гостями. Заходите в мою избушку. Хорошо у меня, тепло. Вот садитесь-ка на стульчики, погрейтесь, не замерзли ли в пути? А то ведь можно простудиться и заболеть.

- А как вы думаете, болеть хорошо или плохо?

Почему?

- Верно, когда что-то болит, не хочется смеяться, играть, надо лежать в постели, принимать лекарства и т.д.

Поэтому здоровье надо беречь. А как вы бережете свое здоровье? Что вы делаете для того, чтобы не болеть?

- Верно, нужно делать зарядку, заниматься спортом, мыть руки с мылом, чистить зубы, есть овощи, фрукты и т.д.

А сейчас давайте поиграем.

Словесная игра «Доскажи словечко».

- Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте.

- Солнце, воздух и вода… (наши лучшие друзья)

- В группе утром по порядку… (дружно делаем зарядку)

- Обливаемся с тобой мы… (холодною водой)

- От простуды и ангины нас спасают… (витамины)

- Творог, овощи и фрукты – всем полезные… (продукты)

- Молодцы, дети, хорошо справились с моим заданием.

- А еще я слышала, что вы умеете делать оздоровительный массаж, что очень полезно для здоровья. Вы мне покажите? (научите).

Самомассаж «Неболейка».

Чтобы горло не болело

Мы его погладим смело.

Погладывание ладонями шеи мягкими движениями сверху вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать, Указательными пальцами растираем

Надо носик растирать. крылья носа.

Лоб мы тоже разотрем, Прикладываем ко лбу ладони

Ладошку держим козырьком. «козырьком» и растираем его

движениями в стороны – вместе.

«Вилку» пальчиками сделай, Раздвигаем указательный и средний

Массируй ушки ты умело. пальцы и растираем точки перед и за

Знаем, знаем – да, да, да! ушами.

Нам простуда не страшна! Потираем ладони друг о друга.

- Ребята, если все-таки случится заболеть, нужно полечить, помочь могут не только таблетки, но и лекарственные растения.

В прошлый раз, когда вы были у меня в гостях, я рассказывала вам о своих лекарственных травах.

- Все ли вы запомнили?!

- Про какое лекарственное растение эта загадка?

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же…

(крапива).

Показ слайда.

- Верно, крапива. А кто знает, почему крапива жжется?

- Правильно, ребята, у нее на стеблях и листьях маленькие волоски. Они очень хрупкие. При малейшем прикосновении они обламываются и обжигают едким соком.

- Чем же полезна крапива?

- Да, листья крапивы богаты витаминами А, С, К. Ранней весной, когда витаминов мало из крапивы можно приготовить вкусные и полезные блюда: борщ с крапивой или крапивный салат.

- А какими лечебными свойствами обладает крапива?

- Верно, в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, она хорошо останавливает кровотечение, лечит простуженное горло, укрепляет волосы.

Люди, ребята, издавна знают об этих свойствах крапивы и даже поговорки о них сложили:

Жгуча крапива родится,

Да в щах пригодится.

Одна крапива заменяет семерых врачей.

- А теперь следующая моя загадка.

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник).

Показ слайда.

- Да, эта загадка о подорожнике.

А как вы думаете, почему у него такое название?

- Подорожник любит селиться рядом с жильем человека. Растет там, где часто ходят люди.

- Какими лечебными свойствами обладает это растение?

- Верно, подорожник способен заживлять раны, его еще часто называют «зеленым бинтом». Используют подорожник также при заболеваниях желудка и при простудах.

- О каком растении моя загадка:

Все знают меня от мала до велика,

В соцветиях моих тайна сокрыта.

Сорвешь мой цветок, заваришь водою,

И боль твою в горле я успокою.

Живу на лугу, возле речки я,

Узнали меня? Я…

(ромашка аптечная).

Показ слайда.

- Да, эта загадка о ромашке.

Посмотрите вот у меня сухие цветы ромашки, понюхайте, как они пахнут.

Какими лечебными свойствами она обладает?

- Верно, свежими отварами из цветов ромашки промывают раны, полощут горло и рот. Чай из ромашки с медом дают детям на ночь – сон будет крепким. Лечат желудок.

А еще ребята, ромашка – отличное косметическое средство. Кто часто умывается крепким настоем ромашки, у того кожа лица становится бархатистой, нежной. Волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок.

- Молодцы, и с этим моим заданием справились.

- Ребятушки мои дорогие, стряслась у меня недавно беда, здесь в корзинке перепутались у меня лекарственные растения. А я вижу, что вы уже неплохо их знаете. Помогите мне их разобрать.

Игра «Разрезные картинки».

(Дети собирают картинки, называют лекарственные растения и их лечебные свойства).

- Молодцы, очень вы мне помогли.

- Мы с вами уже говорили, что кроме лекарственных трав лечебными свойствами могут обладать и плоды и ягоды. Вот посмотрите, сколько плодов шиповника я собрала на зиму.

- А что вы знаете о шиповнике?

- Верно, плоды очень богаты витаминами А, С. Поэтому очень полезен напиток из шиповника, он укрепляет организм.

Я ждала вас в гости и приготовила свой чудесный напиток. Угощайтесь, мои дорогие.

Растите здоровыми, не болейте.

- Ну что же ребята, пришла пора прощаться и возвращаться в детский сад.

Крепче возьмитесь за руки, закройте глаза. А волшебное перышко поможет нам вернуться.

Перышко, ты покружись,

В путь дорожку пустись.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад присмотра и оздоровления № 52

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад присмотра и оздоровления № 52

Конспект занятия

Для воспитанников ДОУ подготовительной к школе группы.

Тема: «В гости к травнице бабушке Варварушке».

Разработала: Бакумова Л.И.

г.Армавир 2012г.