Тема: Звук «С» и «С’» . Буква «С».

Цели:

- закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С’»,закрепить в памяти детей графический образ буквы «С».

- учить детей дифференцировать на слух звуки «С и С’» изолированно, в слогах и словах.

- развивать фонематический слух, слуховое внимание, память.

- развивать мелкую моторику рук.

- воспитывать интерес к изучению грамоте.

Оборудование: 2 снежинки, волшебная ручка, карточка из набора на букву «С», предметная картинка на звук «С» или «С’» для каждого ребенка(10 штук), зеленый и синий домик, карандаши, тетради, пластилиновые крышки, горох, карточки со слогами, образ буквы «С».

1. Организационный момент.

Дети, какая интересная снежинка залетела к нам. Посмотрите на неё. Какое у неё настроение, какая она? (печальная, хмурая, грустная, расстроенная, недовольная) Хотите узнать, почему она грустит? Она услышала, как мальчик Семен говорил, что учиться грамоте неинтересно и скучно. Снежинка решила полетать по белому свету и найти детей, которые любят грамоту. Мне кажется, что она прилетела правильно. Мы с вами как раз учим звуки и буквы. Покажем нашей гостье, что это интересно и увлекательно.

2. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Назовите 1 звук в слове «снежинка» (звук (С))?

Сегодня мы играем со звуками «С и С’» и буквой «С».

Характеристика звуков «С и С‘»

Дадим характеристику звуку «С». Какой это звук? (согласный) Правильно.

Он твердый или мягкий? Он звонкий или глухой?

Итак, звук «С» – согласный, твердый, глухой.

Дайте характеристику звуку «С’». Звук «С’» – согласный, мягкий, глухой

Развитие фонематического слуха.

Поиграем в игру «Ловушка»

Я буду называть звуки, а вы, если услышите звук «С», должны поймать его в ладоши.

Речевой материал: к, с, м, з, с, т, п, с, с, в, ц.

Развитие слухового внимания.

Поиграем в игру «Разведчики»

Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Леня, читай первое, а все остальные слушают и запоминают.

СА-СО-СУ

Настя, читай второе

АС-ОС-УС

Дима, читай третье.

СА-СУ-СИ

Какой слог здесь звучит мягко? (СИ) Почему? (Смягчает буква «И»)

Андрей читай четвертое донесение.

ИС-АС-УС

Молодцы, настоящие разведчики.

Подбор слов с заданным звуком.

Придумайте слова со звуком «С» или «С’»

Настала пора познакомить Снежинку с волшебной ручкой. Ручка тоже придумала слова со звуками «С» и «С’» Послушайте их. Какие слова назвала волшебная ручка.

Физкультурная минутка.

Поиграем в игру «Пожалуйста» Правила игры вам знакомы.

Работа над звуковым анализом слов.

Продолжаем играть. Откройте конверты. Посмотрите на картинку. Поиграем в игру «Выбери домик» Картинки, в названии которых слышим звук «С», поселим в синий домик. Картинки, в названии которых слышим звук «С’», поселим в зеленый домик.

(Дети распределяют картинки)

Молодцы.

Работа с графическим образом звуков.

На письме звуки «С» и «С’» записываются буквой «С»

Букву «С» можно не только написать. Её можно выложить из палочек , ниточек, слепить, а мы сегодня попробуем выложить её из гороха. Возьмите пластилиновые крышечки и выложите на них букву «С».

Молодцы. На что похожа ваша буква? (На месяц в темном небе)

Полумесяц в небе темном,

Буквой С повис над домом.

Повторим все вместе, обводя пальчиком букву «С»

Работа над профилактикой оптической дисграфии.

Откройте тетради. Поиграем в игру «Кто самый внимательный»

Перед вами буквы. Обведите в кружок правильно написанные буквы С. Сколько букв вы обвели? Кто оказался самым внимательным, не пропустил ни одной буквы.

Материал:

С Н П С Т Ɔ Н С Ɔ А С О Ɔ И С К О С Т Ͻ Є С С С О С

Молодцы.

Посмотрите, что случилось с нашей Снежинкой. (Она улыбнулась) Видимо, ей очень понравилось на нашем занятии. Она поняла, что вы любите грамоту. Давайте напомним Снежинке, в какие игры мы играли. («Разведчики», «Кто самый внимательный», «Выбери домик», «Подбери слово», «Ловишки»)

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Вам понравилось занятие? Вы порадовали своими знаниями не только Снежинку, но и меня и наших гостей. Молодцы.