Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в средней группе “Образ любящей матери в иконе Пресвятой Богородицы”

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Матери Божией; ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа; продолжать знакомить с жизнеописанием Богородицы; учить понимать смысл послушания, смирения, любви.

Развивающие: Способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком через знакомство с иконографией; обогащать словарный запас за счет слов: Богородица, Божия мать, Любовь, мама, заботится, прощает, любит, поучает, шалит, благодарит; развивать умение строить распространенные предложения.

Воспитательные: Воспитывать любовь к ближнему (матери), послушание, смирение, противление злу; содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера, позитивным изменениям во внутрисемейных отношениях.

Материал:

Демонстрационный: Репродукция иконы «Пресвятой Богородицы Владимирской», икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость», репродукции картин «Благовещенье Пресвятой Богородицы», «Рождение Иисуса Христа» (авторы творческой мастерской), макет «Наши мамы», люлька, кукла в люльке, лампа, игрушка «солнышко», «чудо-дерево».

Раздаточный: ленточки разноцветные.

Предварительная работа:

Обращение к образам «Пресвятой Богородицы».

Разучивание стихотворения Ю. Могутина «Доброта», стихи о маме, пословицы о материнской любви.

Прослушивание мелодии «Колыбельная».

Разучивание движений под мелодию песни «Мама- жизнь подарила».

Пальчиковая игра « Не плачь – куколка моя».

Дидактическая игра «Укладывание куклы».

Дидактические игры: «Назови маму ласково», «Благодарение», «Пожелание».

Методические приемы:

Рассказ воспитателя «О матери Бога», пальчиковая игра «Как живешь?», рассматривание репродукции иконы пресвятой Богородицы Владимирской, чтение стихотворений, вопросы к детям, музыкальная пауза, чтение рассказа, игра-перечисление, продуктивная деятельность.

 

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о наших мамах, о любви к маме, об образе Пресвятой Богородицы. Подойдем к макету «Наши мамы».

Посмотрите, чьи это портреты? (Это портреты наших мам).

Чья это мама? А это чья мама? (Ответы детей).

Почему фотографии мам расположены вокруг солнышка? (Потому, что мама нас согревает своим теплом, своей лаской, добротой).

Как любит вас мама? (Мама меня целует, ласкает, заплетает косички, варит обед).

Какая твоя мама, Сережа (обращение к ребенку по имени)? (Моя мама добрая, ласковая, заботливая).

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Много мам есть на свете, а есть еще Божья мама- матерь всех мам. Она сильна тем, что всех любит, оберегает, защищает, помогает, поэтому верующие молятся Пресвятой Богородице.

2. Основная часть:

2.1. Воспитатель: Послушайте, дети, рассказ (сопровождается показом репродукций картин «Благовещенье Пресвятой Богородицы», «Рождение Иисуса Христа»):

В одном городе жили Муж и жена (Иоаким и Анна). У них до старости не было детей. Они усердно молились богу. У них родилась дочь, которую назвали Марией. Когда ей исполнилось три года, родители привели её в храм. Мария жила в монастыре и молилась богу. Однажды прилетел Архангел и принес весть, что она родит Иисуса Христа, Божиего сына. Эта весть её обрадовала. У Пресвятой Марии и её мужа Иосифа родился сын. Мария всегда была с сыном, заботилась о нем, поучала, наставляла правильно жить и хорошо относиться к людям».

2.2. Воспитатель: Посмотрите на святой образ Пресвятой Богородицы. Это икона Владимирская. Посмотрите, дети, как мама Богородица ласково смотрит на сына Иисуса, во взгляде заложена большая сила любви, заботы. Богородица нежно обнимает сына. А другой рукой поучает, чтоб сын не шалил, слушался и не огорчал маму. Радуйся, Пресвятая Богородица! Чтоб наши дети росли добрыми, послушными.

2.3. Воспитатель: Все мамы заботятся о своих детях, сейчас я Вам прочитаю стихотворение о маме, которое называется «В бурю»:

Комнату лампада

Кротко озаряла.

Мать, над колыбелью

Наклоняясь, стояла.

 

Дождь шумел, раскаты

Слышалися грома;

И гремел, казалось,

Он над крышей дома.

 

На малютку-сына

Нежно мать глядела;

Колыбель качая,

Тихо песню пела:

(Звучит запись)

«Да, уймись ты, буря!

Не шумите, ели.

Мой малютка дремлет

Тихо в колыбели!

Ты, гроза Господня,

Не буди ребенка!

Пронеситесь, тучи

Черные, сторонкой!»

Спи, дитя, спокойно!

Вот гроза стихает,

Матери молитва

Сон твой охраняет.

Воспитатель: О чем пела мама в песне? (Просила бурю не будить ребенка. Просила, чтобы дождь не шумел., гром – не гремел).

Воспитатель: Мама охраняет сон ребенка молитвой, чтоб он вырос здоровым и помогал маме. Мамина молитва очень сильная. Ваши мамы тоже молятся за вас. Пресвятая Богородица обязательно услышит и поможет им.

2.4. Физминутка.: звучит мелодия песни «Мама – жизнь подарила…» Дети под музыку выполняют движения.

2.5. Воспитатель: Послушайте рассказ о мальчике Игнате: «Жил-был Игнат со своей мамой. Игнат играл в саду. Мама смотрела в окно. Он наломал прутиков и стал сажать их рядами. Мама спросила: – Что это ты делаешь, сынок? Мальчик отвечал: – Я сажаю садик. У меня скоро вырастут яблоки. Я буду кормить тебя и папу. Мама позвала к себе Игната и поцеловала его беленькую головку».

Воспитатель: Что сделал мальчик Игнат? ( Игнат посадил садик).

Как мама поблагодарила сына? (Мама поцеловала его беленькую головку).

Воспитатель: Да, дети, мама ничего не сказала сыну, а просто его поцеловала. Часто поступки важнее слов. Но надо не забывать благодарить своих близких за добрые дела.

2.6. Игра-перечисление:

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем. Будем передавать игрушку друг другу, у кого игрушка – тот благодарит маму за то, что она для тебя сделала. Например: я благодарю маму за то, что она испекла вкусные пирожки, помогла мне застегнуть куртку, сшила мне красивое платье, прочитала книгу и т.д.)

Воспитатель: Спасибо, ребята за ваши добрые, ласковые слова для мамы.

3. Итог занятия:

Воспитатель: О ком сегодня мы с вами говорили на занятии?

(Мы говорили о Матери Божией, о Богородице, о наших мамах).

Воспитатель: Мы поговорили о наших мамах. Мы любим их за заботу, ласку, потому что наши мамы – самые лучшие.

Ребенок читает стихотворение:

«Доброта»

Кто тянется к церкви

И молится богу

Тому не свернуть на худую дорогу.

Он любит животных, котенка, козла.

И людям вовек и не сделает зла.

Воспитатель: Пресвятая Богородица! Радуйся, чтоб дети росли добрыми и верили в Бога.

Продуктивная деятельность: (музыкальное сопровождение):

Воспитатель: А сейчас мы сделаем приятный подарок мамам. На чудо-дерево прикрепим разноцветные ленточки для любимой мамочки. А вечером наши мамы придут и посмотрят на чудо-дерево.