Конспект занятия

по экологии

«Планета Земля в опасности!»

Программное содержание

Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Таких материков несколько: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный.

На планете Земля обитает много живых существ. Всем живым существам нужна чистая вода, чистый воздух.

Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, воздух стали грязными.

Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Закреплять знания детей о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения, готовить пищу…), где взять воду (из крана, из реки, из колодца, родника, магазина), зачем воду кипятить, что растворяется в воде, а что нет. Напомнить, что чистую воду из реки получить очень трудно, поэтому ее надо беречь и экономить.

Опыты с водой. Учить детей делать выводы.

Ход занятия

Воспитатель

Дети, мы сегодня будем говорить о нашей планете. Планета, на которой мы с вами живём, называется (ответ детей)

Правильно – Земля. Какая же она – наша Земля?

Как она выглядит из космоса, когда на неё смотрят космонавты, летающие в ракете? (ответ детей)

Да, наша планета – это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

(Показываю глобус) Как вы думаете, что это такое? (ответ детей)

Правильно, это глобус, который изображает Землю. В мире есть очень интересные глобусы. Самый большой глобус в мире был сделан во Франции. Внутри этого глобуса могла бы уместиться вся наша группа вместе с нами. (Диаметр глобуса 13 метров- информация только для педагогов.) Он очень тяжёлый, весит столько же, сколько весит современный автобус.

В нашей стране тоже есть удивительные глобусы. Один из них хранится в Санкт-Петербурге. (Информация для педагогов: диаметр глобуса 3 метра; его вывез из Германии Петр I; этот глобус одновременно является и планетарием: на наружной поверхности нанесена карта Земли, а на внутренней – звёздное небо.)

Другой огромный глобус находится в Москве, на площадке Московского планетария. Сейчас выпускают самые разнообразные глобусы. Один из таких глобусов перед вами.

Прежде всего на Земле есть два полюса. Как они называются? (ответы детей)

Один Северный, другой Южный. Северный – сверху земного шара (показываю), Южный – внизу. Давайте посмотрим, что ещё есть на планете? (ответы детей)

Большая часть Земли покрыта водой – это моря и океаны. Слышали про них? Может быть, знаете, как называются некоторые моря и океаны? (ответы детей)

Северный Ледовитый океан

Атлантический океан

Индийский океан

Южный океан

Чёрное море

Средиземное море

Баренцево море

Море Лаптевых

Берингово море

Чукотское море

Среди океанов есть большие участки твёрдой земли – это материки, суша.

Вот самый большой материк (демонстрирую контур Евразии.) Это вместе Европа и Азия. Они не разделены океаном. Вот следующий материк – Африка (показываю). Что-нибудь знаете про Африку? Слышали про неё? (ответы детей).

Теперь я вам покажу очень интересную сушу: вот такую длинную, состоящую из двух частей. Обе они соединяются тонкой полоской, как тонкой шеей (показываю Америку)

Кто-нибудь знает, как называется этот материк? (ответы детей)

Америка состоит из двух частей: верхняя часть – это Северная Америка, нижняя – Южная Америка.

Она протянулась по всему земному шару – от Северного полюса к Южному. Кто знает, что есть на полюсах земного шара? (ответы детей)

Оба полюса – это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе суши нет, там океан всегда покрыт льдом. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. На Южном полюсе ещё холоднее, чем на Северном. Там есть суша – материк, который из-за холода тоже покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида.

Остался последний материк. Он небольшой – это Австралия. Слышали что-нибудь про Австралию? (ответ детей)

Эта суша как большой остров, окружена со всех сторон океаном (показываю)

Теперь посмотрим на наш глобус. Дети, чего больше на нашей планете Земля: воды или суши? (ответ детей)

Да, воды (океанов и морей) намного больше, чем суши.

Кто же живёт в морях и океанах? (ответы детей)

А на суше живет кто-нибудь? Кто же? (ответы детей)

Конечно. На всех материках обитает много живых существ: растения, живут крупные и мелкие животные, люди. Много разных народов живет на всех материках. Только одна суша необитаема – это Антарктида. Из – за сильного холода там не растут растения, люди тоже не могут жить там постоянно. Только некоторые животные обитают в прибрежных водах океана. Об этом мы поговорим в другой раз.

Если моря и океаны на глобусе закрашены голубым цветом, то как же закрашена суша? Одинаково? (ответы детей)

Правильно, там где суша постоянно покрыта снегом, там она белая. Это Антарктида, северная часть Америки, Европы, Азии.

Везде, где не слишком холодно и не слишком жарко, растет много зелёных растений, поэтому большая часть суши закрашена зелёным.

В средней части земного шара (показываю широкий пояс экватора) совсем не так, как на полюсах. Тут очень жарко круглый год. Кто знает: в Африке жарко или холодно? (ответ детей)

Там очень жарко. В Африке много пустынь, покрытых песком, нет воды, растений мало. Поэтому большую часть Африки закрасили желтым цветом.

Мы знаем, где полюса на земном шаре, где материки (суша), где вода – океаны и моря. Весь глобус разноцветный.

А где же на земном шаре живем мы с вами? Где наш материк? Как называется наша страна, наше государство? (ответы детей)

Я покажу вам, где находится Россия. Наше государство – Россия – расположено вот на этом материке (Европа и Азия). Наша страна большая и занимает много места на глобусе. Кто знает, как называется главный город России? (ответ детей)

Правильно, Москва. Смотрите, где она находится.

Теперь вы знаете, что такое земной шар, где на нём находится наша страна Россия и где расположен наш родной город.

Сейчас я скажу вам о самом главном – наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций разных видов. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи!

Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Чтобы помочь ей, надо научиться любить природу, любить с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются люди, которые называются экологами.

Повторите все вместе – ЭКОЛОГИ. Хотите стать маленькими экологами? (ответ детей)

Тогда мы с вами поговорим о воде.

Вода – это жидкость без запаха, вкуса, цвета. При температуре ноль градусов – превращается в лёд, при ста градусах – в пар. Если посмотреть на глобус, то мы увидим, вода занимает семьдесят один процент поверхности земли, а остальное – это суша.

Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов (около шестидесяти процентов человеческого тела составляет вода.) Особо чистая вода необходима в производстве продуктов питания и в медицине. К воде нужно относиться очень бережно. Как вы думаете, почему? (ответ детей)

Послушайте стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана –

Кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду –

Зря, зря, зря.

А то пройдёт немного лет

И нет водицы –

Нет, нет, нет.

Физкультминутка. Игра « РУЧЕЕК»

Предлагаю вам отгадать загадку:

Кругом вода, а с питьём беда.

Кто знает, где это бывает.

(в море)

Так почему морская вода непригодна для питья?

Да потому, что содержит значительное число солей, что делает её непригодной к употреблению. На долю всех пресных вод приходится менее 2%.

На Земле осталось мало районов с чистой водой. Почти каждый второй житель планеты пьёт загрязнённую воду. Чистая вода – дефицит во многих странах. Сохранность пресной, чистой воды – одна из важных экологических проблем большого города.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить!

Дети, а теперь ответьте на вопрос: где можно взять воду?

(из реки, из колодца, купить в магазине, из крана)

Где самая вкусная вода? (в Роднике)

Какую воду можно пить?

(купленную в магазине, родниковую, из крана, если её прокипятить)

Можно ли пить воду из реки? (Нельзя)

Почему? (потому что она грязная)

Действительно, чтобы пить воду, её нужно очищать. Для этого существуют станции, которые очищают воду и к нам она приходит уже чистой.

В Москву вода поступает из двух основных источников – Москворецкого и Волжского. Москворецкий снабжает юг и запад города; Волжский – север и восток.

Помните, что вода – это жизнь. А там, где кончается вода, кончается и жизнь.

А сейчас мы проведём опыты с водой.

Опыт 1. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Опыт 2. Вода не имеет вкуса .

Спрашиваю: «Какого вкуса вода?»

После этого даю детям попробовать простую кипяченую воду. Затем кладу в один стакан немного соли, в другой сахар, хорошо размешиваю и даю попробовать эти растворы.

«Какой вкус приобрела теперь вода?»

Опыт 3. Вода не имеет запаха

Дети, чем пахнет вода?

(дать понюхать воду в стаканах с растворами соли, сахара.

Затем капнуть в один из них, но так, чтобы дети не видели пахучий раствор, например валерианы.) А теперь в каком стакане пахнет вода?

Опыт 4. Вода не имеет цвета

Кладу кристаллики разных цветов в стаканы, дети тщательно размешивают, чтобы они растворились.

«Что произошло с цветом?»

Опыт 5. Вода способна смачивать и очищать предметы

Она – без вкуса, запаха, цвета.

Но всеми учеными признано это:

С любого грязнули всю грязь без следа

Смоет обычная наша вода.

Взять сухую марлевую салфетку, положить её в широкий сосуд на поверхности воды. Через некоторое время салфетка промокнет. Отжать воду, вытереть грязное лицо куклы.

Опыт 6. Очищаем, фильтруем воду

В банке налита грязная вода. Берём марлю и пропускаем через неё воду.

«Что стало с водой?» (очистилась)

«Куда делась грязь» (осталась в марле)

Опыт 7. Что тонет, а что не тонет в воде

На столе разные предметы (кусочки резины, металла, целлофана, промасленная бумага, пластмасса, стекло, таблетка активированного угля, сахар…)

Опустите эти предметы в воду и сделайте вывод, что растворяется в воде, что тонет, а что не тонет.

Дети, в следующий раз мы продолжим наши исследования воды. Поговорим о многих интересных и замечательных вещах, которые существуют на нашей планете.

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как ветер с лугом.

Как парус с морями, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету.

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она?

(И. Мазин)