Конспект занятия по интеллектуальному развитию дошкольников

Название работы:

Гармонизация эмоциональной стабильности как средство всестороннего развития ребёнка

«В мире удивительных островов»

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста в данном направлении проводится в первой половине дня. Продолжительность занятия 25 – 30 минут. Оптимальная наполняемость групп – 8 – 10 детей. В завершении курса проводится итоговое занятие (которое я представляю вашему вниманию), на которое приглашаются родители.

Работа в рамках данного цикла занятий позволяет развить навыки взаимодействия детей друг с другом, игровых навыков, произвольного поведения, развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, внимания, восприятия, логики, речи, воображения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Всё это способствует всестороннему развитию.

«В мире удивительных островов»

Цель: помочь ребёнку увидеть необычное в обычном, развивать память, связную речь, воображение, логику, творческие способности, интерес к окружающему миру, развивать невербальные формы общения, дать ребёнку возможность проявить себя через самовыражение.

Материал: игрушечная обезьянка, карта островов, запись мелодий, разрезные картинки «эмоции», блоки Дьенеша, схемы к блокам Дьенеша, поролоновые дорожки, планшеты «Логико-малыш» (по количеству детей), карточки №6 «Что увидел аквалангист?» комплекта «Мир природы. Кто с кем «дружит», игра «Четвёртый лишний», игра «Бусы».

Ход занятия

Детей встречает психолог с мягкой игрушкой. Приветствие.

Психолог: У обезьянки случилась беда – она потеряла свои волшебные бусы на одном из островов и просит нас помочь отыскать этот остров. Поможем этой симпатичной, доброй обезьянке? А чтобы мы не заблудились в незнакомом загадочном мире, предлагает нам карту. Сама она не может в ней разобраться.

Психолог с детьми рассматривают карту.

Психолог: На каждом острове нас ждут испытания. Готовы?

Звучит тихая, весёлая музыка.

Психолог: Тогда посмотрите на карту, самый первый остров называется «Сказочный». Чтобы попасть на него, необходимо сказать волшебные слова. Закрыли глаза:

Дети: «Вокруг себя обернись – на сказочном острове очутись!».

(Звучат колокольчики.)

Психолог: Посмотрите, тут какие-то картинки, их необходимо собрать (работа в парах, сборка разрезных картинок, эмоции: радость, печаль, злость, удивление).

Вопросы:

какое эмоциональное состояние изображено на каждой из картинок?

изобразите его на лице (по очереди каждое эмоциональное состояние);

вспомните, у каких сказочных героев такие лица;

какого злого персонажа вы знаете (Карабас-Барабас, Бармалей)

а грустного (Пьеро, петушок)

вспомните, какой герой часто удивлялся (Незнайка)

– вспомните радостного, веселого персонажа (Буратино, Колобок, трипоросенка).

Дети отвечают. Психолог хвалит детей.

Психолог: Посмотрим на карту. Тут какие-то дорожки. А что это за остров? (Ответы детей). Это остров – «Определяйка». (Дети снимают обувь, каждому ребёнку предлагается схема блоков Дьенеша, нужно пройти по дорожке (кусочки поролона в виде стопы, соединённые лентами) к столу с блоками, выбрать тот, которому соответствует схеме и вернуться обратно).

Психолог: Берите схемы, изучайте и по дорожкам идите за нужным блоком. Дорожек всего 2, поэтому вам необходимо уступать друг другу, чтобы не провалиться в болото… (Под музыку дети приносят нужный блок, проверяют, правильно ли выполнили задание). Обуваются.

Психолог хвалит детей.

Звучит музыка «Шум моря».

Психолог: Мы вышли к морю, нам необходимо плыть. Вдыхаем глубоко носом, выдыхаем через рот, ещё раз. Плывём. Да это же остров «Тихий». А вот и берег.

Как интересно! Вытягиваем шею влево, теперь вправо. Посмотрите вверх, а теперь вниз. Шейка напряжена, смотрим с любопытством: что же там интересного? Крутим головой, устали. Уроните голову на грудь, голова болтается на шее, как на ниточке.

Игра «Море волнуется раз…»

Психолог вместе с детьми: Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри…

Сейчас я угадаю, каких морских обитателей вы изобразили.

Пока вы плыли по морю, возможно увидели много интересного, подойдите к столам и покажите, что же вы увидели.

Работа с планшетами «Логико-малыш». Дети подходят к столам, на которых лежат планшеты с заданием. Проверка выполненного задания.

Вопросы:

Легко ли тебе было в плавании?

Какие трудности ты испытывал?

- Что понравилось?

Дети делятся своими мыслями.

Психолог: Молодцы! Посмотрим на карту, какой же следующий остров. Это же остров «Невидимок». Давайте наденем шапки-невидимки (дети надевают воображаемые шапки) и на цыпочках пройдём по нему. Смотрите, в заборе есть лазейка, только узенькая. Попробуем через неё пролезть. (Дети воображают, будто протискиваются сквозь очень узкую щель в заборе). Животики втянули, вытянулись в струнку, чтобы пролезть. Молодцы, все пролезли. Теперь руками и ногами встряхнём и оглядимся по сторонам. Жители острова «Невидимок» тоже приготовили вам испытание. Нужно выбрать из предложенных предметов лишний.

Игра «Четвёртый лишний».

(Для каждого ребёнка имеется поднос с предметами. Дети выполняют задание, объясняя свой выбор).

Психолог хвалит детей.

Психолог: Обезьянка приглашает нас сыграть с ней в игру.

Игра в кругу «Дом, дерево, обезьяна». Психолог произносит слова, а дети по очереди друг за другом показывают (изображают руками и мимикой): дом (руки соединили над головой в виде «крыши»), дерево (изображают дерево), обезьяна (улыбка, руки перед грудью, согнуты в локтях, наклоны вправо-влево).

Психолог: Пока мы с вами играли, не заметили, как очутились на острове «Украшайка». А вы помните, ради чего мы отправились в путешествие? (Ответы детей). Давайте приступим. На столах лежат «бусинки»(геометрические фигуры), которые необходимо в определённой последовательности, не нарушая закономерности, «нанизать на ниточку» по образцу.

Под музыку дети садятся за столы и по образцу «нанизывают» бусинки на нитку…

Какие замечательные, красивые бусы у вас получились. Вопросы:

Как вы думаете, что чувствует обезьянка?

Какое стало у неё настроение?

Что это? Звучит музыка «Звероаэробика» Обезьянка приглашает нас в знак благодарности на остров «Непосед».

(под музыку дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Итог занятия.

Психолог: Расскажите, на каких островах мы сегодня побывали. Что вы чувствовали? Что вам понравилось в путешествии? Какие вы были, когда вместе путешествовали по островам? Что вы узнали, чему научились?

Ответы детей.

Психолог: Поблагодарим обезьянку за то, что она пригласила нас в увлекательное путешествие и попрощаемся с ней. Улыбнёмся, нам пора возвращаться.

До свидания!

Иллюстративный материал

Карта

Блоки Дьенеша

Схемы к блокам Дьенеша

Разрезные картинки

Планшет «ЛОГИКО МАЛЫШ»

Игра «Нанижи бусинки на нитку»

Игра «Четвёртый лишний»