Педагог – Воробьева С.А.

Образовательная ситуация в подготовительной группе.

Примерная основная программа «Развитие».

Тема:

«По следам на помощь жителям страны Формандии»

Направление: непосредственная образовательная деятельность с элементами игры, экспериментирования и конструирования.

Образовательная область: «Познание».

Цель: развитие опыта детей в конструктивной деятельности.

Задачи:

познакомить детей с различными способами отпечатывания следов;

закрепить представления о фронтальном проецировании строительных деталей, знания о частях постройки(дом), умение анализировать чертеж;

совершенствовать навыки составления фронтальной графической схемы и умение конструировать точно по намеченному плану;

развивать мышление, пространственное представление, изобразительные и конструктивные способности, речь детей;

вызвать интерес к фронтальному проецированию через практические упражнения, элементы экспериментирования;

воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания ;

расширять знания о строительных деталях, обогащать кругозор детей.

Словарь: следы, лаборатория, отпечаток, прием, способ, сыпучий материал, тень, Формандия, формандцы, соседи, устойчивость.

Оборудование:

для педагога:

«оживленные» детали (кубик, кирпичик, брусок, дощечка, шар, призма, арка, конус)- формандцы – спрятанные под коробкой, лазерный луч, настольная лампа и белый картон АЗ, емкости с сыпучими материалами (мукой, песком), емкость с размягченной глиной и пластилином, зубная паста и щетка, простой карандаш, игровое табло и геометрические фигуры на липкой основе, иллюстрация с изображением дома, схема – путаница и схема ДК, подарок – украшенный ящик с конструктором, наклеенные на торцы детских столиков адреса в виде геометрических фигур (схема детали спереди), Кисть/ красная гуашь, салфетки, картинки с изображением формандцев.

для детей:

простой карандаш, листок в клеточку, набор строительных деталей (кубики -6, кирпичики -6, призмы -2, конус -1, арки -2, дощечка -1,бруски -2), комплект мягких модулей.

Ход мероприятия:

Воспитатель заходит в кабинет вместе с детьми и загадывает им загадку:

Утром выпал белый снег, На снегу остался…(след).

Затем проводится краткая беседа о следах : от кого и какие бывают следы (солнечный зайчик, капли дождя на асфальте и стекле, полоса на небе от самолета, следы от колеса автомобиля, обуви, пальцев, запах ).

Воспитатель заостряет внимание на том, что от строительных деталей тоже бывают следы и предлагает отправиться в путешествие в страну строительных деталей, форм и фигур – Формандию. Педагог мотивирует надобность данного путешествия – открывая коробку и показывая детям – формандцев, которые постоянно путают свои собственные следы, не могут найти общего языка и построить себе дома. Формандцы просят детей о помощи – научить правильно определять следы и строить по схемам дома. Дети берут с собой в дорогу по одному наиболее понравившемуся формандцу и вместе с воспитателем отправляются в путь. А дорогу в Формандию указывает красный лазерный луч в руках воспитателя . По его следу путешественники попадают в лабораторию . Дети при помощи воспитателя различными способами получают следы от деталей конструктора :

1. Отпечатывание в емкости с мукой

Отпечатывание в емкости с глиной

Отпечатывание в емкости с песком

Отпечатывание в емкости с пластилином

Окрашивание красной гуашью и отпечатывание на листе бумаги

Намазывание зубной пастой и отпечатывание на темном листе бумаги

Обводка по контуру детали простым карандашом

Получение тени от детали с помощью настольной лампы.

Педагог обобщает проделанную работу (дети четко продемонстрировали героям какими способами можно получить их собственные следы).И по лазеру ведет детей дальше. На этот раз все пришли к игровому полю. Проводится игра «Кто оставил след». Ребята закрывают глаза, а воспитатель в это время наклеивает на белый лист картона геометрическую фигуру, соответствующую по форме фронтальной (лицевой) стороне детали. Когда дети открывают глаза, то угадывают – от какой детали приклеен след. После этого, педагог, советуясь с детьми, подводит итог (игра помогла формандцам понять какой след остается от каждого из них и путаницы больше быть не должно). Затем /по лучику / путешественники попадают на ту самую улицу, где формандцы хотели построить себе дома. Строительный материал завезен в полном объеме (детали конструктора), да и с номерами домов (таблички с изображением следов от деталей) все в порядке, но не построено ни одного дома… Дети рассаживаются на свои рабочие места сравнивая след от детали, прикрепленный к торцевой части столиков и саму деталь (фи гурку формандца) у себя в руках. Но педагог неожиданно находит неправильную схему и вместе с детьми анализируют ее. Схема оказывается не пригодной для того, чтобы по ней построить дом: детали первого этажа не устойчивы, нет стен, окошек, дверей и крыши, да.и жить в таком доме не возможно и не удобно. Воспитатель демонстрирует иллюстрацию красивого дома. Вместе с детьми рассмотрев ее перечисляют все необходимые для постройки и уютного проживания части дома ( фундамент, стены, крыша, окно, дверь, труба).После чего педагог предлагает детям помочь формандцам – построить дома – сначала нарисовав схему будущего дома, и потом, воплотив свою задумку в постройку. Дети придумывают домики для формандцев , рисуют схему /спереди/ и по схеме строят дом каждый своему герою. Затем ребята заселяют формандцев в их красивые и уютные дома, оставляя героев жить по соседству. Дети вместе с воспитателем идут/за лучиком/ на площадь Формандии – свободную игровую зону кабинета, где располагается игровой комплект мягких крупных модулей. Педагог обращает внимание детей на неиспользованный строительный материал и предлагает по схеме построить Ценр досуга или ДК. После рассматривания схемы , дети произносят считалку: 1,2,3,4,5 – начинаем мы играть!Коллективная

постройка ДК по схеме закрепляет данное умение . В момент завершения работы и проверки полного соответствия схеме ,педагог подытоживает цель- пребывания в Формандии и говорит об окончании миссии детей. Все подходят/за лучиком/ кстеду, где расположены картинки с изображением формандцев. Судя по лицам, они очень рады, веселы и довольны работой детей. Дети прощаются с героями и за воспитателем отправляются /по следу от лучика / в обратную дорогу. «Вернувшись домой», беседуют о том:

кому что больше понравилось,

чем помогли формандцам,

что нового узнали сами и т.д.

Около выхода из кабинета ребят поджидает сюрприз – ящичек с конструктором. Дети догадываются, от кого этот подарок .

Воспитатель:

Вот подарок – весел, ярок, В группе развернете и играть начнете!