1. Беседа «Если скажут слово Родина…».

2. Дети читают стихотворение поэта М.Исаковского «Родина».

3. Дети-солисты исполняют песню «Моя Россия» Муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой.

4. Ребенок читает стихотворение «Малая Родина».

Дети садятся.

5. Слайд – фото В.И. Рысина.

6. Чтение педагогом отрывков из «Воспоминаний и мемуаров» и показ слайдов о родной природе (по картинам В.И. Рысина, с муз. сопровождением).

7. Разминка-этюд.

8. Аутотренинг. Муз. сопровождение «Голоса леса».

9. Театрализованная деятельность. Сценка «Дикарь в лесу».

10. Рассказы детей о правилах поведения в лесу.

11. Итог. Тризовская игра «Хорошо-плохо» (индивидуальные карточки).

12. Исполнение песни «Не дразните собак».

Дети входят в зал под мелодию песни «Моя Россия» и встают полукругом у центральной стены.

Педагог: Много стран на планете Земля. Как и у человека, у страны есть имя. Наша страна называется Россия, а мы, живущие в ней – россияне.

Первый ребенок: Посреди земного шара

Есть земля под названием Русь,

Где рассветов горят пожары,

Где дубов просветленная грусть!

Второй ребенок: Здесь озера с водой живою,

Соловьиных ночей разлив!

Как я счастлив, что здесь живу я,

Что частица я этой земли!

Третий ребенок: И ни часу нельзя наверно,

Мне прожить без тебя в дали,

Потому что оно безмерно –

Притяжение русской земли!

Педагог: Россия – наша большая Родина, но у каждого человека есть и малая Родина. Это край, где мы родились и растем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

– Мы с вами родились и живем…(Ответы детей).

Педагог: Как добрый друг

Заветной той Земли

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край Мещерский

Я вас приглашаю.

Педагог: Ребята, а кто из жителей нашего поселка воспел красоту Мещерского края?

Дети: Василий Иванович Рысин.

Мы с вами не раз были в мини-музее, посвященному В.И. Рысину – писателю, художнику, краеведу.

Он был просто влюблен в нашу Мещерскую природу и все свободное время посвящал ей: своему другу и Учителю.

Педагог: Тонкий знаток и ценитель природы, В.И. Рысин, подарил нам свои картины. Давайте с вами взглянем на наш родной край его глазами, разделим с ним переполняющие его чувства сыновней любви к малой Родине.

Раскроем свои ладошки навстречу солнцу, наберемся тепла и энергии и отправимся по тропам своей малой Родины – Радовицкой Мещере.

Педагог: Мы идем по тропинке в лес. У нас под ногами мягкая зеленая травка, она приятно (обычная ходьба) ласкает нам ноги. А теперь под ногами песок, он становится все горячее и горячее, просто обжигает ноги (ходьба на носочках).

Теперь мы идем по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу (ходьба с высоким подниманием колен).

Теперь мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, с силой вытаскиваем из тины (ходьба с остановкой). Но вот мы выбрались из болота. А сейчас мы снова идем по лесной тропинке. Под ногами у нас иголки, веточки, сучки. Они щекочут, покалывают и ласкают нам ноги (ходьба на внешней стороне стопы).

– Остановимся и посмотрим, как же красиво в лесу! Давайте поздороваемся с ним тихо-тихо: «Здравствуй лес, добрый лес!»

Присаживайтесь поудобнее, закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому и будем с друзьями оберегать все живое.

(Далее слышится стон).

Педагог: Мой юный друг!

Открой глаза и уши…

ты слышишь стон:

«Спасите наши души!»?

Появляется плачущий муравей.

Педагог: Что случилось, муравьишка?

Муравей: Меня обидел злой мальчишка. Он мне лапки отдавил, муравейник разорил.

Появляется плачущая бабочка.

Педагог: Бабочка-красавица,

Что в лесу случилось?

Скажи, какое горе

С тобой приключилось?

Бабочка: Мальчик злой меня поймал,

Крылышко он мне сломал.

Не могу теперь летать.

Как же мне не горевать?

Педагог: Как зовут злого мальчика, который вас обидел?

Муравей: Егор.

Педагог: А где же его найти?

Муравей: Он лежит под кустом, музыку слушает.

Под кустом лежит мальчик, рядом с ним магнитофон, вокруг сорванные цветы, мусор.

Педагог: Подойди сюда, Егор,

Серьезный будет разговор.

Много бед ты натворил:

Муравейник разорил,

Поломал в лесу кусты,

На поляне рвал цветы,

Бабочке крыло сломал.

А ведь ты уже не мал!

Мы не пустим тебя в лес,

Уходи из этих мест!

Муравей и бабочка: Уходи из нашего леса!

Егор: Не гоните меня! Я не знаю, как правильно вести себя в лесу.

Педагог: Ребята! Давайте научим Егора правилам поведения в лесу.

На мольберте выставлены картины-плакаты «Правила поведения в лесу».

Забирать животных из леса – опасно для их жизни. Они могут погибнуть в неволе.

Охраняйте цветы! Многие из них занесены в Красную книгу.

Не топчите грибы, особенно мухоморы. Ими лечатся многие животные.

Нельзя рубить деревья. Дерево – живое и может погибнуть.

Охраняйте насекомых! Они – санитары леса.

Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.

Егор: Дорогая бабочка,

Тебя я пожалею

И крылышко твое

Дыханием согрею.

А вам, муравьишки-трудяги,

Я домик опять соберу,

А мусор и соринки

Домой заберу.

Собирает мусор и сорванные цветы.

Вы простите, простите меня,

Я не буду природу губить!

И только в лес, как в гости,

Буду к зверятам ходить.

Педагог: Егор, а как ты думаешь, что можно делать в лесу?

Егор: Сажать деревья, убирать сухие ветки, собирать грибы, ягоды, орехи, огораживать муравейники.

Педагог и дети: До свиданья, добрый лес! Спасибо тебе!

Педагог: Ребята, побежим по теплым лужицам в детский сад.

Дети по очереди поднимают карточки «Хорошо – плохо» согласно тексту.

Педагог:

1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь – много зелени, и еще вырастет!

3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное – это никому не помешает!

4. Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

Наш девиз: «Сердце, наполненное любовью, никогда не причинит боль другому и Земле!

Ребенок: Звери и птицы, травы и деревья помогают человеку, делают его жизнь радостной. А за их доброту и заботу мы, люди – друзья природы, тоже должны платить Добром!

Содержание образовательной деятельности.

1. Беседа «Если скажут слово «Родина…»

Цель: Воспитывать в детях чувство сопричастности к окружающему их миру, осознание того, что они жители Земли, своей страны, своего родного края.

Воспитывать чувство гордости за нашего земляка В. И. Рысина, побуждать желание побывать в Мещерском крае.

Воспитывать природоохранное поведение, бережное отношение к природе родного края, к своей Земле.

Поддерживать познавательный интерес к своей малой Родине.

2. Тризовская игра «Хорошо – плохо».

Цель: Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в природе.

Воспитывать доброе отношение ко всему живому, сопереживание и сберечь и оказать помощь.

Развивающая среда:

Слайд – фильм « Природа родного края» (по картинам В.И.Рысина).

Грамзаписи « Одинокий пастух» муз. Д Лолей, «Голоса леса».

Папка « Воспоминания и мемуары нашего земляка В.И.Рысина».

Картины – плакаты «Правила поведения в лесу».

Индивидуальные карточки для игры «Хорошо-плохо».

Предварительная работа.

Экскурсия в краеведческий музей на территории ДОУ «Край ты мой, Мещерский».

Разучивание стихов, песен по теме.

Изготовление реквизита: декораций, шапочек – масок.

Целый цикл подготовительной работы по накоплению конкретных представлений детей о правилах поведения в природе.

Наблюдение на прогулках и экскурсиях.

Непосредственно-образовательная деятельность

по формированию целостной картины мира (краеведение и экологическое воспитание)

на тему: «Если скажут слово Родина…»

интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье».

Составила и провела:

Фуштор Т.А., воспитатель

I кв. категории МБДОУ д/с №27

март 2012 год

п. Радовицкий