Конспект занятия в средней группе «Весёлый поезд»

Воспитатель средней группы – Рюшенкова Ольга Викторовна.

Цель: развитие коммуникативных способностей детей с помощью развивающих игр логического характера.

Задачи:

Учить строить доказательную базу в своих рассуждениях, закреплять навыки решения логических задач с помощью основных логических операций.

Развивать диалоговую речь, способность делать умозаключения, потребность к самостоятельным рассуждениям, тренировать способности к анализу и синтезу данных, классификации с использованием блоков Дьенеша.

Воспитывать чувство товарищества, желание помочь, ответственности.

Интеграция образовательных областей:

Образовательны еобласти

Мероприятия

1

Здоровье

закрепление навыков порядка одевания на прогулку зимой

2.

Физическаякультура

приучать к выполнению определенных действий, физкультминутка

3.

Социализация

воспитание культуры поведения, положительных моральных качеств

4.

Труд

создание мотивации доведения дела до конца, уборка своего рабочего места

5.

Познание

математика, формирование целостной картины мира

6.

Коммуникация

развивать диалоговую речь, самостоятельные рассуждения, умение делать умозаключения

7.

Художественная литература

на подготовительном этапе чтение глав из повести А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок»

8

Художественное творчество

изготовление флажков для гирлянды

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, творческая, продуктивная, познавательная.

Материалы и оборудование:Развивающая игра «Волшебные стрелки», развивающая игра «Что лишнее», графические задания «Веселые рожицы», блоки Дьенеша, гирлянды с флажками на ёлку, заготовки из цветной бумаги для флажков, клей.

Организационный момент.

Воспитатель:Ребята, сегодня мы отправимся к новогодней елке на веселом математическом паровозике. По пути мы будем останавливаться на разных станциях, где нас ждут веселые загадки, умные задачки и развлечения.

Ход занятия.

Воспитатель –

Кукла –

Воспитатель –

Кукла –

Воспитатель –

Дети –

Воспитатель –

Кукла –

Воспитатель –

Кукла –

Воспитатель –

Дети –

Воспитатель –

Ну что, все готовы? Тогда в путь.

Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит куклу.

Ой, куда это я попала?

Здравствуй, а ты кто? (дети должны поздороваться)

А, здравствуйте, здравствуйте, я – Пеппи, Пеппи – длинный чулок. Так, где же я оказалась?

Ребята, подскажите Пеппи, где она оказалась.

В детском саду!

А куда же ты шла, Пеппи?

Я шла на ёлку, несла на выставку картины «Веселые рожицы», но снег облепил меня с ног до головы, и мои чудные рисунки испортились. Теперь мне нужна помощь художника.

Так может, наши дети тебе помогут?

Ну, не знаю, там нужно не только нарисовать, но еще и правильно расставить все части на лице, там нужно быть о-очень умным!!!

Это, значит, ты правильно попала к нам. У нас ребята умные-умные. Поможем Пеппи?

Поможем, обязательно поможем!!

Ну, хорошо, присоединяйся к нашему веселому паровозу, едем к первой станции: «Веселые рожицы». Вагончики, посчитайтесь.

Пеппи пытается считать порядковыми числительными, путается, дети поправляют.

Едут к столу. На столе – крупная цифра «1» и карандаши. Пеппи раздает листочки с заданием: «Дорисуй рожицу».

Воспитатель –

Ну, что, Пеппи, помогли мы тебе? Поедем с нами к другой станции. Теперь, чтобы проехать ко второй станции, нужно ориентироваться по стрелкам, нарисованным на полу и называть направление – «Вперед», «Направо», «Налево» и т.д.

Вот и цифра «2», это станция «Волшебные стрелки». Здесь происходят чудесные превращения фигур, а ребята у нас умеют превращать фигуры не хуже волшебных стрелок. Дети, покажите Пеппи, какие вы волшебники!

На столе выложены карточки развивающей игры «Волшебные стрелки». Дети заполняют карточки правильными ответами; если ребенок испытывает трудности с выбором правильного решения, воспитатель и другие дети помогают ему, объясняя на конкретном примере принцип «аналогии», тем самым побуждая ребенка провести рассуждения самостоятельно и найти решение. Когда все задания выполнены, воспитатель подчеркивает положительные моменты в решении задачи у всех. Кого-то хвалит за быстроту, кого-то за аккуратность, кого-то за вдумчивость, в общем, каждый ребенок должен быть отмечен, в особенности дети со средним уровнем развития.

Воспитатель –

Кукла –

Воспитатель –

Воспитатель –

Воспитатель –

Воспитатель –

Молодцы, можем ехать дальше.

Ой, я устала, что вы все время едете да едете, отдыхать-то когда?

Так ведь мы и едем к третьей станции, на которой все отдыхают. Видишь цифру «3»? Давайте поиграем. Я вам читаю стихотворение, а вы повторяете движения.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар, кар-кар-кар!

Целый день они кричали

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар, кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.

Отдохнули? Тогда вперед, к следующей станции. Она четвёртая по счёту. А я вам загадаю загадку. В моем поезде – три вагончика: красный, синий, желтый. Я еду не в синем и не в желтом вагончике, Пеппи едет не в синем вагончике. Какого цвета вагончик у нас пустой?

Дети отгадывают загадку, но если у них возникают трудности со словесным восприятием условия, можно предложить им воспользоваться фланелеграфом с синим, желтым и красным прямоугольниками и фигурками, обозначающими воспитателя и Пеппи.

Станция «4» – «Что лишнее?». Дети рассаживаются на круглые подушки на полу. Игра с картинками и словесная. Необходимо побуждать ребенка объяснять свои умозаключения. Таким образом, он сам придет к выполнению цели данного задания – систематизация и классификация объектов по разным признакам. Для выполнения задачи хорошо использовать картинки, предполагающие неоднозначное решение. Если никто не увидит другого ответа, следует подвести детей к мысли об ином принципе классификации и обратить внимание детей на другие признаки объектов.

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием, и теперь мы приближаемся к пятой станции в нашем путешествии. Сейчас я прочитаю загадку, написанную на бумаге с номером «5».

Дерево, а не с листьями,

С колючками, а не еж,

Зима, а – она зелёная.

Конечно, вы все знаете, что это елка. Это конечный пункт нашего путешествия. Посмотрите на нашу красавицу. Но добраться до нее можно только по специальной дорожке из пяти камушков. Первый камушек стоит. Вы должны ставить каждый следующий камушек так, чтобы изменялся только один признак фигуры.

Дети выкладывают дорожки из блоков Дьенеша, а затем рассказывают, какой признак меняется с каждым шагом.

Воспитатель предлагает детям украсить ёлочку гирляндами, на которых потерялись некоторые флажки. Дети должны понять закономерность, по которой чередуются флажки, и склеить нужные.

Замечательная работа! Такие гирлянды украсят любую комнату. А теперь я хочу предложить вам вспомнить, что вы делали на станциях с номерами «1», «2», «3», «4» и «5» и нарисовать это в ваших заготовленных книжках. У вас получится дневник вашего путешествия. А под ёлочкой вас ждут подарки к Новому году.