Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей 5- 6 лет

“Путешествие в зимний лес”.

Программное содержание:

-уточнить и углубить у детей чувство причастности к окружающему миру,

-познакомить детей с ежом,

-формировать чувство причастности к окружающему миру,

-закрепить названия детенышей диких животных,

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным,

-активизировать словарь детей: пушистая, мягкая, берлога, дупло, кора деревьев.

Предварительная работа:

- рассматривание картин с изображением диких животных,

- чтение произведений Г. Скребницкого о животных,

-беседы о зиме.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Дети, подойдите к окну, посмотрите и скажите – какое сейчас время года?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горы на санках, наблюдали, как старшие дети катаются на коньках на катке. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в путешествие в зимний лес?

Играет спокойная музыка.

Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки:

Ну-ка, детки, покружитесь

И в снежинки превратитесь.

Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную полянку.

Воспитатель:

-Ой, ребята, кто это?

Комочек пуха, длинное ухо.

Летом серый, зимой белый.

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, это зайчик.

-А где зимой прячется зайчик? Почему?

-Какую шубку носит зайчик зимой?

-А почему он белую шубку одел?

-Что делает зайчик днем?

-А вечером?

-Чем питается зайчик зимой?

-А как зовут детенышей зайчика?

Мы с вами знаем песенку про зайчика, давайте споем ее.

Дети поют песню “Заинька-зайка”.

В конце песенки прыгают как зайцы.

А теперь пойдем дальше.

Воспитатель:

-Отгадайте загадку:

Пушистый серенький зверек

По деревьям прыг да скок,

Мелькает меж ветвей

Все проворней и быстрей.

Ответы детей.

Воспитатель:

-Правильно, это белочка.

-Какую шубку носит белочка зимой?

-А почему не рыжую?

-А враги у белочки есть? Кто они?

-Какие припасы готовит себе белочка на зиму?

-Куда прячет белка свои припасы?

-А какой домик на зиму делает себе белка? Где?

-Для чего ей такое прочное гнездышко?

Ай да белочка-хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое и уютное гнездышко.

-А как зовут детенышей белки?

Воспитатель:

-Дети, а я слышу – кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:

Кто мохнатый и большой

Летом по лесу гуляет?

Зимой в берлоге отдыхает?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Правильно, медведь.

Как на горке снег, снег.

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь-

Тихо, тихо – не шуметь.

-Что делает медведь зимой?

Давайте подставим ладошки: чувствуете – тепло, медведь дышит.

-А что любит есть медведь?

-Холодной зимой в берлоге у медведицы появляются маленькие и беспомощные детеныши. Как их называют?

А сейчас я превращу вас в медвежат.

Ну-ка, дети, покружитесь

В медвежаток превратитесь.

Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали.

В перевалочу ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так,

Выше лапы поднимали.

Воспитатель:

-Ой, ой, ой! Что это меня так укололо? А вот угадайте, кто сидит в гнездышке?

Угрюмый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток ни одной.

На зиму засыпает,

Никому он не мешает.

Ответы детей. Правильно, это ежик. Давайте поближе с ним познакомимся. Подойдите к картине.

Ежик – очень забавный зверек. Он толстенький, кругленький. У ежа вся спина покрыта острыми колючками, а не шерстью, только мордочка, лапки и брюшко без колючек. Как только ежик заслышит опасность, сейчас же свернется в клубочек, спрячет внутрь мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны выставит. Попробуй-ка подступиться к нему. Ежи любят есть разных козявок, червячков, ловят мышей. Этим они приносят большую пользу. Днем ежик спит в гнездышке, а ночью входит на охоту. На зиму ежик забирается в теплое гнездышко и засыпает крепким сном до теплых весенних дней. А детенышей ежа зовут – ежата. Как зовут детенышей ежа?

Ответы детей.

Игра “Хорошо – плохо”.

Воспитатель:

-Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

-Почему плохо? Почему хорошо?

-Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.

Игра “Накорми зверюшек“.

На одном столе – игрушки- звери, на другом – угощение. Необходимо угостить зверей.

-Сколько зайчат угостили морковкой?

-Сколько белочек угостили орешками?

-Сколько медвежат угостили медом?

Воспитатель:

-А я вам тоже приготовила сюрприз – принесла кормушку. Не только животным голодно зимой, но и птицам. Сейчас, на прогулке мы повесим кормушку на нашем участке и будем подкармливать птиц семечками и хлебными крошками.