Конспект занятия “Ребёнок и окружающий мир”. Группа ОНР. 2-ой год обучения.

Воспитатель Кирилловых Н. А.

Лексическая тема: «Весна».

Тип занятия: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема занятия: Приметы весны.

Задачи занятия:

Образовательные:

Систематизировать и расширить представления и знания детей о весне.

Познакомить с новыми природными явлениями: половодье и разлив реки.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы, доказывать.

Способствовать развитию первоначальных навыков опытной деятельности.

Речевые:

Введение в речь новых слов-понятий: половодье, разлив.

Закреплять навыки в вопросно-ответной форме речи, навык употребления предложений разных видов.

Закрепить навык употребления прилагательных и существительных в Р. п. мн. ч.

Воспитательные:

Создавать условия для активности детей на занятии, формирования познавательного интереса.

Этапы занятия:

Оргмомент.

Подготовка к усвоению новых знаний.

Усвоение новых знаний:

Знакомство с понятиями: половодье, разлив.

Проведение опыта.

Первичная проверка понимания. Наблюдение.

Вывод.

ФОПД:

Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Макет “солнышко” на фланелеграфе.

Карточки-схемы с приметами весны

Демонстрационные картины: Половодье. Разлив.

Для опытов: прозрачные стаканы, кусочки льда, подкрашенная вода, два тазика, бумажные канавки (русло ручья).

Грамзапись “Звуки природы”.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя.

Деятельность детей.

Оргмомент.

Игра “Много”.

Назовите словосочетание со словом МНОГО и закрепите лучик к солнышку.

тёплый день – много тёплых дней

быстрый ручей

бумажный кораблик

длинная сосулька

холодная капля

тёмная проталина

нежный подснежник

перелётная птица

птичье гнездо

маленькое насекомое

тёплый луч

упругая почка

зелёная травинка

молодой лист

глубокая лужа

весенний дождь

солнечный луч

Дети называют словосочетание, закрепляют луч (полоску).

Контроль звукопроизношения.

Подготовка к усвоению новых знаний.

- К какому времени года подходят эти слова? Почему?

Сегодня мы будем говорить о весне, о её приметах. А опыты нам помогут понять ещё две приметы весны. Но это пока секрет.

Посмотрите на наше солнышко. Послушайте, что оно нам говорит:

Я солнышко тёплое, ласковое, всю землю обогреваю, весну приглашаю.

В каком месяце я начинаю греть сильнее?

Назовите весенние месяцы.

Я поднимаюсь выше, и день становится …длиннее. Первая весенняя примета – Длиннее день.

Что происходит с воздухом от моего тепла?

Воздух прогревается. Становится теплее. Эта примета называется потепление.

Что происходит со снегом?

Снег тает, превращается в воду. Эта примета называется таяние снега.

Куда собирается талая вода?

Талая вода собирается в ручьи. Появление ручьёв.

Что появляется на крышах?

На крышах появляются сосульки. Они тают, с них какает вода. Это явление называется капель.

Что изменяется в жизни деревьев?

Они просыпаются, начинается сокодвижение, набухают почки на деревьях.

Как называется место, где растаял снег, и открылась земля? Проталина.

А на проталинах вырастают первые цветы. Их так и называют… Первоцветы.

Как называется движение льда по течению во время таяния рек? Ледоход.

Что происходит в жизни зверей? Линька.

Что происходит в жизни птиц? Прилёт птиц.

Как меняется наша одежда? Меняем зимнюю одежду на демисезонную.

Посмотрите, как радуется солнышко вашим знаниям. Молодцы!

Что мы повторили?

Мы повторили приметы весны.

Полные ответы детей.

Контроль звукопроизношения

Выставить карточки-схемы.

талая

сокодвижение

первоцветы

демисезонная

Физкультминутка.

Игра “Ручейки”

Грамзапись “Звуки природы”.

Усвоение новых знаний.

Сейчас я вам расскажу ещё о двух весенних приметах.

Чем покрыты реки, озёра и пруды зимой?

Весной лёд тает. А вода в реке сначала поднимается, а потом затопляет берега. Говорят: река выходит из берегов.

Про кого можно сказать: выходит? И о реке так говорят.

Подъём воды в реке называется половодье.

Затопление берегов называется разлив.

Что такое половодье?

Что такое разлив?

Во время рассказа делаю на доске зарисовки-схемы.

Выставить демонстрационные картины.

Демонстрация опыта.

Давайте подумаем, почему происходит половодье и разлив.

В этом нам поможет опыт, который мы начали утром.

Расскажите, что мы делали.

Налили в стаканы воды.

Опустили льдину.

Отметили фломастером уровень воды.

Как вы думаете, что произошло с кусочком льда? Почему?

Как вы думаете, изменился ли уровень воды в стаканчиках? Почему?

Давайте проверим. Подойдите к своим стаканчикам и посмотрите.

Больше или меньше стало воды?

Как же так? В стаканчике была вода. Лёд тоже превратился в воду, а количество воды не изменилось. Почему так происходит, вы узнаете в школе.

А сейчас представьте, что стаканчик с водой – это озеро или пруд. Весной лёд растаял. А потом вдруг вода начала прибывать, наступило… половодье. Вода всё прибывала и прибывала, затопила берега, наступил …разлив.

Откуда появилась лишняя вода? Как вы думаете?

Воды в реке, в озере и пруду стало больше из-за растаявшего по берегам снега. Снег растаял, талая вода собралась в ручьи, а ручейки стекли в речку.

Первичная проверка понимания.

Наблюдение.

Итак, почему происходит половодье и разлив реки?

Половодье и разлив реки происходит не потому, что тает лёд, а потому что на берегах тает снег, талая вода собирается в ручьи, а ручьи текут в речку.

Давайте понаблюдаем, как это происходит.

Это озеро. (Тазик с водой).

Полоской отмечен уровень воды в озере.

Это русла ручейков, канавка, по которой ручей течёт. (Бумажные желобки).

Выливайте воду из стаканчиков в желобки. Это потекли ручейки.

Вода в озере поднимается. Это половодье.

Воды становится много, она затопляет берега. Это разлив.

Вывод.

Послушайте, что скажет солнышко.

Мои тёплые лучи разбудили природу от зимнего сна и принесли весну. Какие новые приметы весны вы узнали?

Как говорят о разливе реки? (Река вышла из берегов.)

Какие правила безопасности надо соблюдать весной?

Солнышко вам улыбается и говорит: «Молодцы!».