Тема: «Русская изба»

Задачи:

Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.

Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук, шкатулка.

Развивать интерес к старинным играм, и забавам.

Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Материал для занятия. Русская изба: печь, чугунок, ухват, крынка, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи с колокольчиками «упряжки», маска «солнышко». Сарафаны для девочек и воспитателя, пояса для мальчиков. Запись русской народной песни.

Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью , одеждой русского народа. Посещение мини-музея «Русский народный быт и промысел», беседы об экспонатах.

Ход занятия:

Дети одетые в элементы русских народных костюмов.

Предлагаю детям отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами.

Дети «рассаживаются», под русскую народную песню отправляемся в путь.

Останавливаемся у русской избы, стучимся. Встречают нас Аленушка и Иванушка. Здороваются и мы здороваемся по старинному русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.

Рассматриваем русскую избу.

Воспитатель: Мы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.

Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице?

Дети: печка.

Воспитатель: да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.

Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».

Печь была самой главной вещью в доме.

Воспитатель: Для чего же нужна была печь в избе?

Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Воспитатель: Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь?

Дети: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.

Воспитатель: А как вы думаете чем топили печь?

Дети: дровами.

В-ль: РРРРРРРРРРастопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.

В какой посуде готовили русские хозяйки?

Дети: в горшках, в чугунках. (предлагаю ребенку показать горшочек)

В-ль: ставят горшочек на шесток . Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?

Дети: Ухватом.

В-ль: Правильно. ( предлагаю ребенку показать ухват , все рассматривают)

Предлагаю детям показать, как надо брать горшочек ухватом.

Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.

Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молочко?

Дети. В крынке.

В-ль: Правильно. (предлагаю ребенку показать крынку, дети рассматривают, обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)

Предлагаю детям посмотреть на пол Чем покрыт пол?

Дети: Ковриками, половиками

В-ль: А для чего пол покрывали половиками?

Дети: Для тепла.

В-ль: Из чего же их изготавливали русские хозяйки?

Дети: Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)

Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.

Физ. Минутка.

Давайте покажем, как хозяйки прибираются в избе.

Пол подметают, чистят щетками, моют, половики трясут, печь белят, пыль вытирают и т.д.

В-ль: Заскучали что-то наши Аленушка и Иванушка.

Посмотрите, детки, какая красивая одежда на них.

Что надето на Аленушке и Иванушке?

Дети: рубашка, сарафан, кокошник, лапти; косоворотка, порты, пояс, картуз.

В-ль : Где русские хозяйки хранили одежду?

Дети: В сундуке ( рассматриваем сундук)

В-ль: Давайте в него заглянем (достаю шкатулку деревянную, рассматриваем, обсуждаем, достаю плетеную, рассматриваем, обсуждаем)

Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?

Дети: Лучину, свечи.

В-ль: Из чего делали лучину?

Дети: Из щепочки, отколотой от полена.

В-ль: Что подставляли под свечи, чтобы они не падали и стол не пачкали?

Дети: Подсвечники (рассматриваем, обсуждаем из чего вырезали их народные мастера)

В-ль: Дети, а как вы думаете на Аленушке и Иванушке какие наряды надеты: праздничные или в которых каждый день ходят?

Дети: праздничные.

В-ль: правильно, собрались Аленушка и Иванушка на праздник, а на праздниках принято в народные игры играть, давайте покажем им как мы играем в игру «Гори солнце ярче..»

Играем в игру.

В-ль: ну вот и пришла пора прощаться с Аленушкой и Иванушкой.

Благодарим за гостеприимство, прощаемся и уезжаем в «упряжках с бубенцами» под музыку.

Понравилось вам в гостях?

Как называется дом, в котором живут Аленушка и Иванушка? (Изба)

Как называется комната, в которой они нас принимали? (Горница)

Какой самая главная вещь в горнице ? (Печь)

Хвалю и благодарю детей за хорошую работу.