Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №212»

Конспект занятия

в I младшей группе

по теме:

«Путешествие по лесу»

Кривоножко Т.О.,

воспитатель

МДОУ «Детский сад №212»

г. Зима – 2010

Цель.

Обогащать знание детей о лесе, кто живёт в лесу, что растёт в лесу (грибы, ягоды, деревья, дикие животные)

Развивать тактильную чувствительность, внимание, память, речь.

Закреплять приём самомассажа ладоней.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Словарь: лес, медведь, волк.

Ход занятия.

В гости к малышам приходит колобок. Он здоровается с детьми. Воспитатель обращаться к игрушке: «Колобок, ты был в лесу, знаешь, что растёт в лесу, кто живет в лесу?» «Ребята колобок забыл, давайте все вмести поможем колобку вспомнить».

Вопросы детям.

Что растёт в лесу (деревья, грибы, ягоды, цветы).

Кто живёт в лесу? (медведь, волк, лиса, заяц).

По ходу ответов детей воспитатель раскладывает на фланелиграфе карточки.

Затем воспитатель предлагает малышам превратиться в зайчиков и поскакать в волшебную поляну (дети прыгают и усаживаются за стол).

Воспитатель обращается к ребятам: «мои зайчики прыгали, прыгали и устали, надо лапки размять, сделать зарядку».

(проводиться массаж пальчиков и ладоней с ковриками для массажа)

МассажПолянка».

Словно зайцы на поляне, ( прыгаем всеми

Пальчики скакали в «травке» пальчиками по ковру)

А затем в колючках (катаем ладони от запястья к

Катались наши ручки кончикам пальцев)

Пальцы долго так скакали, (прыгали и легли

Но напрыгались-устали. ладонями на коврик)

Наши ручки, словно змейки (имитируем ладонями

Проползали по аллейке движение змеи)

А потом мы ручкой (ладонями поглаживаем

Гладили колючки. коврик)

Ребята а давайте в нашей песочнице сделаем лес, посадим деревья, цветы, грибы, ягоды; диких животных пустим в лес гулять. (звучит фонограмма «Шум леса»ети создают сюжет в песочнице)

В конце занятия проводиться игра с прищепками «Солнце».

Воспитатель вносит «солнце» и предлагает малышам к солнышку прищепнуть жёлтые и красные лучики (прищепками). Затем воспитатель обращается к детям «Ребятки давайте улыбнемся солнцу, погреем наши ручки, споём песенку солнышку» (дети исполняют песню «Улыбнулось солнышко»).

Сообщение из опыта работы по теме:

«Игра с песком в развитии мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №212»

Кривоножко Т.О.

Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? ведерко, формочки, совок- первое, сто мы приобретаем своему ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия, традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Принцип «терапии песком» был предложен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961) одним из основателей психоанализа. Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Основной принцип игр на песке- это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность.

Свою работу по данной теме я начала с изготовления песочницы. Она может быть любой формы, но для занятий я выбрала квадратную: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности. Внутреннюю поверхность я покрасила в зеленый цвет- это трава, а борта в синий – это небо.

Обычно я занимаюсь с подгруппой детей (4-5 человек) или индивидуально, поэтому диаметр песочницы 50-80-8 см.

В начале учебного года просела песок, промыла его в растворе «самаровка» высушила. Им заполнила меньшую часть ящика. Подобрала набор мелких предметов: человечки, животные, растения, дома, машины, геометрические фигуры, цветные палочки- словом, все, что встречается в окружающем мире. Эта коллекция постоянно пополняется.

Песочница- прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

1.Обучающие ( они облегчают процесс обучения ребенка)

2.Познавательные ( с их помощью познается многогранность нашего мира)

3.Проективные ( через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

На занятиях с песком я использовала обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти не сложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния.

Например, на первом занятие «Знакомство со свойствами песка и воды» дети узнали, что можно делать с сухим и мокрым песком? (копать, лепить, пересыпать) Вода бывает холодная и теплая. Что можно с ней делать? (наливать, переливать). На этом занятии дети довольно быстро раскрепостились, т.к. вид песочницы в помещении их удивил и одновременно обрадовал, ведь они не только копали, но и поливали в свое удовольствие.

На занятии «Отпечатки наших рук». Малыши по очереди делали отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороны. Слегка вдавливали руку в песок, прислушивались к своим ощущениям. (Песок прохладный, теплый, сухой, мокрый; когда двигаем руками по песку, ощущаем маленькие песчинки..)

Ценность таких упражнений в том, что награду с развитием тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики дети учатся еще и говорить о своих ощущениях, развивают речь, произвольно внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.

Огромную помощь в организации предметно-развивающей среды оказывали родители в изготовлении: песочницы, в подборе предметов для игры в песок, изготовление настольных игр для развития мелкой моторики рук («Волшебные крышечки», «Цветные прищепки», «Разноцветные колокольчики», « Цветные счеты», «Коврики с пуговицами»). Для родителей была проведена консультация на тему: «Игры с песком или песочная терапия». Доклад на тему: «пальчиковая гимнастика и ее значение». А так же индивидуально беседовала с родителями о пользе игр с песком.

Таким образом, использование песочницы как метода в развитии мелкой моторики рук, детей раннего дошкольного возраста является весьма эффективным, многофункциональным и результативным. Это позволяет мне рекомендовать этот метод специалистам и педагогам- дошкольникам к использованию в работе с детьми в развитии мелкой моторики рук, тактильно-кинестетической чувствительности, в развитии речи, произвольного внимания и памяти, а так же в ознакомлении детей с окружающим миром.