КОНСПЕКТ

занятия в подготовительной логопедической группе

Тема: СЕМЬЯ

Программное содержание:

1) актуализировать словарь и грамматические категории по теме; формировать фонематический слух, навыки звукового, языкового анализа и синтеза; закрепить навыки звукоразличения твердых и мягких согласных звуков, гласных и согласных звуков;

2) формировать пространственные представления; развивать зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику; совершенствовать качественные характеристики движений (силу, точность, переключаемость, координированность);

3) воспитывать интерес к учебной деятельности, самостоятельность, дружелюбие.

Оборудование и материалы: конверт с заданиями; «сухой» бассейн с шарами синего, зеленого и красного цветов; разноцветные «следы»; буквы (п, м, т, д, с, б); мячи-гиганты; ребристая доска; карточки со словами; липучая лента; три игрушечных медведя; баночка мёда.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь, улыбнитесь гостям.

- Посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь.

- У меня для вас сюрприз – письмо. Как вы думаете, от кого? (От медвежонка).

- Правильно. В этом письме он приглашает вас к себе в гости, но для этого вы должны выполнить какие-то задания. Вот первое – решите ребус.

7 Я

- Скажите, ребята, в каких сказках говорится о медведях? («Маша и медведь», «Три медведя», «Вини-Пух и все-все-все» и т.д.).

- Как вы думаете, из какой сказки наш медвежонок? («Три медведя»). Почему вы так считаете? (Потому что наш ребус о семье).

- Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье и отправимся в гости к трем медведям. Путь нам предстоит нелегкий, впереди – много заданий.

II. Вводная часть

1. Развитие фонематического восприятия

- Слушайте внимательно первое задание. Я вам буду читать стихотворение, а вы выделяйте первый звук каждого слова шариком из «сухого» бассейна: синим – согласный твердый, зеленым – согласный мягкий, красным – гласный звук.

Кто на свете всех милее

И теплом своим согреет,

Любит больше, чем себя?

Это МАМОЧКА моя.

III. Основная часть

1. Дидактическая игра «Волшебная дорожка»

- Продолжим путь. Каждому из вас нужно пройти по дорожке из разноцветных следов, одновременно придумывая слова по теме «Семья». Слова будут начинаться со звука, обозначенного той буквой, которая находится перед следом. (Например: м – мама, моя, милая; п – папа, племянник, племянница и т.д.).

2. «Договори предложение»

- Следующее задание называется «Договори предложение». Оно необычное: вам надо не просто добавить в предложение недостающее слово, а ещё и отпрыгать каждое слово получившегося предложения на мячах-гигантах.

Я ем и папа … (ест).

Я пою и моя мама … (поёт).

Я шью и бабушка тоже … (шьёт).

Я готовлю и сестра … (готовит).

Я играю и брат со мной … (играет).

Я пилю и папа … (пилит).

Я вяжу шарф и мама … (вяжет).

3. «Исправь ошибку»

- Теперь надо перейти через реку по мостику. Чтобы вы не упали в воду, я буду каждому подавать руку. Пройти мост сможет только тот, кто исправит ошибку в предложении.

Папа устал, потому что он спит.

Я люблю свою маму, потому что ей всегда помогаю.

В нашей семье пять человек, потому что она большая.

Мы никогда не ссоримся, потому что живем дружно.

Маша – моя сестра, потому что я всегда даю ей свои игрушки.

Я – бабушкин внук, потому что она гуляет со мной.

Брат младше меня, потому что я ему во всем уступаю.

4. Пальчиковая гимнастика

- Ребята, мы с вами долго шли, пора бы и немного отдохнуть. Давайте половим рыбу. (Дети садятся в «сухой» бассейн, помещают руки под шарики и пытаются «поймать рыбок»).

5. «Составь предложение»

- Отдохнули? Давайте продолжим путь. Теперь вы будете искать спрятанные слова и из них составлять предложения.

- Первое слово находится на логопедическом «уголке»; второе – под полкой с цветами; третье – над доской; 4 – за бассейном; пятое – в вазе.

- Прочитайте слова: лесной, в, живут, чаще, медведи.

- Составьте предложение из этих слов. (Медведи живут в лесной чаще.)

- Составьте схему этого предложения. (Дети составляют схему предложения из липучих лент на коврографе).

Работа по составлению остальных предложений проводится аналогично:

семья, них, дружная, у – У них дружная семья.

работают, и, вместе, играют, они – Они работают и играют вместе.

IV. Итог занятия

- Ребята, вы быстро и правильно выполнили все задания медвежонка и, наконец-то, дошли до его лесного дома, который так и называется «Три медведя». Давайте посмотрим, как живут мишки. (Логопед отодвигает занавеску на ширме, за которой сидят за кукольным столиком три игрушечных медведя; на столе – кукольная чайная посуда и баночка мёда). Посмотрите, они вам очень рады, приготовили для вас мёд.