Программное содержание: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты. Сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы. Развивать речь, любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность при работе, бережное, экономное отношение к чистой воде.

Активизация словаря: жидкость, лаборатория, водопроводная, водохранилище, исследователи.

Методические приемы: художественное слово, вопросы, метод экспериментирования, поощрения.

Материал к занятию: 2 стакана, ложки, колпаки с надписью «Юные исследователи», баночки, камушки, сахарный песок, соль, мука, лед, Тазики с горячей и холодной водой.

Ход занятия:

Послушайте загадку.

Она нужна на небе и на земле.

Никто и ничто не может обходиться без нее,

Она необходима всем, всем, всем

Одним, чтобы плыть,

Другим – чтобы жажду утолить,

Третьим – что – ни будь помыть,

А хозяйкам, чтобы кушанье разное варить.

Как вы думаете, что это?

Вы слыхали о воде?Говорят она везде!В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Мы привыкли что вода,

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложить,Без неё нам не прожить!

-Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о воде. Вода нужна всем, всем. Зачем нужна вода людям? Зачем нужна вода растениям и животным?

_ Молодцы, ребята, вы все правильно сказали: растения нужно поливать водой, иначе они засохнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые даже в ней живут. Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, чтобы мыть, чтобы приготовить пищу, закаляться. Ни одно живое существо не может обходиться без нее. Вот поэтому вода – Царица всей природы.

-Ребята, а откуда берут воду?

-Правильно, вода есть на земле и под землей. На земле – это реки ручья, моря и океаны, озера и пруды. Под землей тоже есть вода. Люди роют глубокие колодцы и с глубины ведрами поднимают воду. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю, тогда получается родник. Что получается? (родник, активизация словаря). Мы с вами берем воду из водопровода., из крана .Туда вода приходит по трубам из водохранилищ.

- Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? ( это место , где ученые проводят опыты эксперименты).

Давайте мы с вами сегодня превратимся в таких ученых и будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств. (Дети закрывают глаза. Воспитатель произносит несколько волшебных слов, надевает на детей колпаки, сама переодевается).

-Добрый день, дорогие коллеги, для проведения опытов по исследованию воды и ее свойств нам понадобятся некоторые материалы. Наши лабораторные столы готовы к работе, занимайте все свои рабочие места.

-Итак, уважаемые исследователи, приступим. Нужно перелить воду из одного стакана в другую. Что происходит с водой? Она льется. Почему вода льется? ( потому что она жидкая. Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.

Значит, юные исследователи, мы с вами установили что вода – жидкое тело.

-А сейчас я вам предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода? (совсем не пахнет) Вода не имеет запаха, если она чистая. Хочу отметить, уважаемые исследователи, что вода, которая течет из водопроводного крана, может иметь запах, т.к. в нее добавляются специальные вещества, с помощью которых воду очищают.

-Уважаемые коллеги, теперь возьмите баночку с водой и опустите туда камушки. Как вы думаете, почему в баночке видны камушки? Значит, вода какая? (Прозрачная).

-Уважаемые исследователи, возьмите трубочку и попробуйте воду из стаканчика. Какая она? Есть ли у воды вкус? Значит, у чистой воды нет вкуса.

-Положите в первый стакан сахарный песок, в другой соль, а в баночку муку. Попробуйте воду. Какая вода в первом стакане (сладкая), во втором стакане? (соленая) Какая вода в баночке? (мутная).

Значит, мы установили еще одно свойство воды: вода растворитель.

Делать научные открытия, дело не из легких. Поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть и нам. Как считают наши ученые?

Физминутка

- Отдохнули, а сейчас подойдите все к моему столу.( стоят емкости с холодной и теплой водой)

Потрогайте, какая здесь вода? А здесь? (холодная, теплая) Вода меняется в зависимости от температуры. Где в природе вода бывает еще теплой? ( летом, когда нагревает солнце).

А может ли вода быть твердой? При высокой температуре вода нагревается, при низкой замерзает и превращается … в лед. Предлагаю я вам взять в руки лед и рассказать о нем. А теперь положите все свои льдинки в теплую воду. Значит, вода может быть жидкой и твердой. Предлагаю взять из теплой воды свои льдинки. Что случилось? Почему?

Итак, уважаемые исследователи, проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Мы узнали, что вода не имеет запаха, вкуса, она прозрачная, может быть растворителем для некоторых веществ., может быть жидкой и твердой.

Воде принадлежит важнейшая роль в природе и в жизни человека. Без воды невозможно существование живых организмов. Вода нужна везде и всегда. К воде нужно относиться бережно.

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги,

Мы ведь на планете не одни!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 7 «Колокольчик» п.г.т. Кукмор

Кукморского муниципального района РТ

Конспект занятия в старшей группе на тему

«Вода – наша спутница всегда»

воспитатель I квалификационной категории Хабибуллина С.Р.

2012