Программное содержание:

Знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).

Формировать навыки безопасного поведения на скользкой поверхности (ледяной горке, катке, дорожке).

Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы.

Словарная работа:

Активизация словаря (ледяной, изо льда, льдинка).

Методические приемы:

Сюрпризный момент, игра, вопросы, использование художественного слова, рассматривание иллюстраций, обследование предметов (кубики льда), простейшие опыты, рассказ воспитателя.

Оборудование:

Снеговик (игрушка), стеклянная миска, иллюстрации с изображением зимних детских забав, снежный комок (муляж), две красивых жестяных банки, сосулька, кубики льда, подносы, салфетки (по количеству детей), цветные фигурные льдинки на веревке.

Ход занятия:

В зал входят дети.

( в зале стоит Снеговик, под мышкой держит завернутую в фольгу сосульку. Дети встают около него)

Воспитатель:

-Здравствуйте дети! Меня зовут, Ольга Владимировна. Я сегодня пришла к вам в гости не одна, а со Снеговиком. (Дети рассматривают Снеговика). Мы со Снеговиком хотим с вами познакомиться, только возьмем у Снеговика «волшебный снежок». К кому он попадет в руки, тот будет называть свое имя.

«Игра – знакомство»

Дети встают полукругом, воспитатель, передавая «волшебный снежок» каждому ребенку, просит назвать его имя.

(Дети садятся на стулья)

Воспитатель:

-Давайте с вами внимательно рассмотрим Снеговика. Мне кажется, он, прячет что-то в руке? (Вытаскивает из подмышки завернутую в фольгу сосульку, разворачивает наполовину и показывает детям).

-Что это? (сосулька).

-Правильно, Снеговик принес ее с улицы. Как вы думаете, из чего она? (ответы детей – изо льда).

-Сосулька такая холодная, большая, твердая. Она прозрачная, как стеклышко.

-Вам, наверное, хочется потрогать руками сосульку? (Да).(Воспитатель дает детям потрогать сосульку, задавая вопрос: Какая она?

(Воспитатель заворачивает сосульку в фольгу и «отдает» ее Снеговику)

-А Снеговик, посмотрите, принес еще что-то. (Воспитатель достает блестящую коробку)

(Воспитатель пытается открыть коробку, но она не поддается. Наклоняется к Снеговику)

-Дети, Снеговик мне шепчет, что коробка откроется, если вы сумеете отгадать его загадку:

«Его полным – полно зимой

Так скользко – не дойдешь домой.

На реках и прудах встает

Прозрачный, хрупкий, чистый…(лед)»

(Воспитатель открывает коробку, дети подходят к ней)

-Посмотрите, да тут и правда, что- то лежит? (Лед, льдинки). Воспитатель дает возможность детям рассмотреть содержимое коробки.

(Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых лежат салфетки, подносы и раздает детям из коробки по ледяному кубику).

-Потрогайте лед, какой он? (холодный)

- Посмотрите на льдинки, какие они? (ответы детей)

- Как вы думаете, если мы нажмем на лед, что можно о нем сказать, какой он? (твердый)

- Посмотрите, он выскальзывает у меня из рук, мне тяжело его удержать, почему? (он скользкий)

- Положите свои льдинки на поднос, спрячьте руки за спину. Посмотрите, на подносах у вас появилась вода, откуда она? (Ответы детей. Лед растаял.)

- Почему, как вы думаете льдинки начали таять? (Теплые ладошки, в помещении тепло, а в тепле лед тает)

(Хоровые и индивидуальные ответы).

(Возможны ситуации дети будут брать льдинки в рот, обговаривание этой ситуации)

-А теперь давайте с вами опустим наши льдинки в миску с очень теплой водой, потом посмотрим, что же с ними произойдет (Воспитатель проносит стеклянную миску с водой, дети опускают туда кусочки льда, ставит миску на стол).

-Дети, покажите свои ладошки, они, наверное, замерзли, давайте их погреем.

(Упражнение «Погреем наши ручки»)

Воспитатель:

-Дети, Снеговик вам что-то хочет сказать. (Дети садятся на стулья перед мольбертом с иллюстрациями).

-Снеговик такой озорной, он очень любит зиму, с удовольствием гуляет, катается на коньках и с ледяной горки. А вы любите кататься с ледяной горки? (Ответы детей).

-Как надо кататься с ледяной горки? Можно ли толкаться? Почему? Посмотрите, на картинку, как дети катаются: не торопятся, не толкаются, катаются аккуратно, друг друга пропускают.

-А вот еще одна картина (Иллюстрация с изображением детей на катке). Что здесь делают дети? Как нужно вести себя на катке?

-Скажите, а можно ли бежать по скользкой дорожке? (ответы детей). Правильно надо ходить аккуратно, не торопясь, спокойно, держать взрослого за руку, чтобы не упасть.

-Молодцы! Видишь Снеговик, дети знают, как надо вести себя на скользкой дорожке, на катке, как кататься с ледяной горки. Они будут аккуратными.

(Воспитатель говорит детям, что Снеговик хочет посмотреть, что произошло с нашими льдинками, которые мы опустили в теплую воду)

- Давайте посмотрим, что же произошло с ними? (Воспитатель приносит миску и показывает детям)

-Ой, куда же делись наши льдинки? (растаяли) Во что они превратились? (в воду). Почему они растаяли? (потому что тепло). В какую воду мы с вами положили льдинки? (в теплую) чем теплее, тем быстрее тает лед

-А какие льдинки нам принес снеговик? (холодные, твердые, скользкие)

-Но вы не расстраивайтесь, Снеговик приготовил для вас еще один сюрприз (Воспитатель достает последнюю коробку, в которой лежат разноцветные льдинки на веревочках).

-Снеговику надо идти к другим ребятам, а для вас он сделал вот такие разноцветные льдинки. Вы пойдете одеваться на прогулку и украсите ими участок. (Дети прощаются со Снеговиком и идут в группу одеваться).

«Знакомство детей со свойствами льда»

Конспект проведения детской экспериментальной деятельности с детьми второй младшей группы.

Составила:

Воспитатель ГОУ Детский сад

компенсирующего вида №264

Кузнецова Ольга Владимировна

Москва 2011