Практикум : “Игра: тренировка или фантазия ?”

(для воспитателей ДОУ)

Цель: совершенствование уровня знаний воспитателей по организации игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Много веков существует загадка детской игры, которая до конца не разгадана и сейчас. Почему дети играют, для чего нужна игра? Существует мнение, что игра служит детям для укрепления физических и духовных сил. Для того, чтобы подготовиться к жизни среди взрослых людей, необходим период тренировки, во время которого ребенок научается владеть своим телом и чувствами. В этом и заключается смысл детства, так считал немецкий психолог Карл Гросс. У человека по сравнению с животными детство длится очень долго, и игра в нем занимает центральное место. К. Гросс высказал мысль, которая до сих пор пользуется популярностью: ” Мы играем не потому, что мы дети. Но само детство нам дано для того, чтобы мы играли.

К.Бюлер считал, что игра приносит удовольствие. Это радость от самого действия. В игре ребенок получает функциональное удовольствие от действий самих по себе. Испытав наслаждение в игре, ребенок старается его возобновить, повторив действия, движения. В ходе этих повторений его поведение совершенствуется. Игра, по мнению К .Бюллера является великой школой дрессуры .В игре ребенок не только тренируется , но и совершенствует свои действия , испытав двойное удовольствие : от действия самого по себе и от его совершенствования.

Детский психолог Вильям Штерн говорил, что детская игра относиться к жизни, как маневры в войне. Игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовиться , чего ожидает. В игре угадывается направление его будущей жизни. Ребенок живет в тесном мире: квартира, семья, игрушки. И он старается раздвинуть границы этого мира с помощью своей фантазии. Игра позволяет проявить свои влечения : стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром. В игре дети действуют с образами. В ней ребенок не только упражняется, но и развивается.

Взрослые играют, когда не могут найти себе лучшего занятия. Но это не значит, что игра вообще бесполезна, – вероятно, она полезна для расслабления. У взрослых игра это средство заполнить время , остающееся от основных занятий , таких как работа и воспитание детей, способ общения между собой. Общение между людьми очень похоже на игру. Оно также как и игра наполнено эмоциями в нем есть роли, сюжеты. Оно наполнено динамикой : меняются чувства, позиции, темы. Я предлагаю окунуться в мир детства – стать детьми и поиграть.

Игры без слов – направлены на понимание другого человека и развивающие внимание к невербальным формам общения.

Игра” Немое кино”.

Действующие лица: водящий, исполняющий роль старого телевизора( без звука)и зрители.

Содержание:

Участники становятся в круг. Водящий (воспитатель) движениями , жестами , мимикой сообщает о своих намерениях, желаниях, сомнениях. Дети угадывают смысл сообщения . Ведущий жестами и мимикой показывает, что он приветствует, прощается , приглашает, отталкивает, слушает ,хвалит , ругает, сердится, и т.д.затем роль ведущего выполняют другие участники.

Инструкция:

1.”Сейчас я превращусь в телевизор . Только я старый телевизор .Меня можно лишь смотреть , но слышать невозможно. Звука у меня нет . Вы будете смотреть кино без звука. Я вам буду что-то показывать , а вы догадайтесь. о сем я сообщаю. Отвечайте мне тоже без слов.

( Водящий может придумать себе роль любого персонажа.)

2.Участники делятся на две группы. Первая группа придумывает небольшой сюжет, а вторая группа пытается угадать о чем” говорится” в этом сюжете, затем участники меняются”.

Игра ” Музей восковых фигур”.

В игре используется язык пантомимы , дается представление о том ,что каждому герою присущи характерные позы.

Действующие лица: восковые фигуры и посетители.

Участники разбиваются на две команды. Первая команда демонстрирует характерные позы какого-нибудь персонажа . Вторая угадывает кто изображен.затем функции команд меняются.

Игра “Скульптор”.

эта игра помогает найти взаимопонимание ,проявить терпимость(толерантность) к партнеру.

Действующие лица:” скульпторы” и участники, выступающие в роли глины.

Содержание. Участники делятся на пары, один из них скульптор , другой “Глина”.Участники действуют молча, задача скульптора сделать статую, придумать и воплотить образ, чтобы он был понятен другим участникам.

Задача глины – оставаться на всем протяжении сеанса пассивной, позволить скульптору воплотить свою идею, понять замысел скульптора. Глина сидит или стоит. Скульптор двигает руками глину в соответствии с задуманным образом ( в качестве глины могут выступать двое участников).