С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у детей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она – ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет. В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: «дочки-матери», «войнушка». Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д . Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными «реальностями» – настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).

То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов «понарошку» и «как будто».

Тест «Фантазер»

Нет никаких сомнений в том, что все без исключения дети — фантазеры. Этот простой тест поможет вам определить степень и пределы (или беспредельность) воображения вашего малыша. Итак, понаблюдайте за вашим ребенком и дайте ответы на следующие вопросы:

1. Как часто ваш ребенок перевоплощается и играет разные роли?

а) очень часто — 1;

б) иногда — 2;

в) практически никогда — 3.

2. Каким подаркам ваш кроха наверняка будет рад?

а) любит сюрпризы — 1;

б) тем, которые сам просит купить — 2;

в) те игрушки и вещи, которые видел у других детей — 3.

3. Насколько часто ваш ребенок придумывает небылицы, описывает вымышленные приключения о себе или о ком-то другом?

а) никогда — 3;

б) часто — 1;

в) иногда — 2.

4. Как часто малыш ведет беседу со своими игрушками?

а) часто — 1;

б) иногда — 2;

в) очень редко — 3.

5. Если ваш ребенок приглашает вас в игру, как он это обычно делает?

а) предложит присоединиться к своему сценарию игры — 1;

б) предложит подумать вместе над тем, как и во что играть — 2;

в) предложит вам придумать для него новую игру — 3.

6. Как ваш ребенок играет в игру дочки-матери (или какой-нибудь аналог сюжетно-ролевой игры)?

а) его «взрослые игры» не похожи на реальный мир — 1;

б) ведет себя так, как и подобает родителям, но придумывает свои «изюминки» в воспитательном процессе — 2;

в) полностью подражает родителям или другим взрослым — 3.

7. Пофантазируйте немного и спросите у ребенка, какими будут машины или одежда лет через сто? Что он ответит?

а) не знаю — 3;

б) ничего не изменится — 2;

в) очень изменятся (далее обычно следует подробное описание чудо-техники) — 1.

8. Если вы спросите у малыша «Что тебе снилось?», что услышите в ответ?

а) «ничего» или «не помню» — 3;

б) не описывает деталей, рассказывает без увлеченности — 2;

в) охотно поделится своими «полетами» во сне, приукрашивая рассказ выдумками — 1.

9. Если вы подарили малышу конструктор и вместе что-то строите, на что он ориентируется?

а) ему не важен образец, он сам все придумывает — 1;

б) конструирует только при наличии образца — 3;

в) начинает сооружать то, что уже хорошо умеет делать — 2.

10. Допустим, вы вместе смотрите мультфильм. Если попросить малыша придумать финал, каковы будут его прогнозы?

а) охотно предложит свой вариант развития событий — 1;

б) пытается что-то придумать, но выходит далеко не «голливудский» сюжет © — 2;

в) вообще отказывается от вашего предложения — 3.

11. Если вчера ваш малыш услышал интересную историю, как он будет ее рассказывать сегодня?

а) передаст ее очень точно — 3;

б) вплетает в историю кое-что новое — 2;

в) украшает рассказ интересными деталями — 1.

12. Любит ли он изображать животных или героев из мультфильмов?

а) часто — 1;

б) иногда — 2;

в) почти никогда — 3.

13. Какому карнавальному костюму ваш ребенок отдаст предпочтение?

а) придумает что-то необычное — 1;

б) будет «зайцем», «волком» или другой зверушкой — 2;

в) остановится на любимом герое сказки — 3.

Подведем итоги

Вам нужно провести простые арифметические действия и подсчитать количество баллов.

Если вы набрали 31—39 баллов

Ваш малыш не любит неожиданностей и сюрпризов. Он острожен, предпочитает стабильность, новизна его пугает. Фантазии выводят его за рамки привычного, поэтому лучше сидеть ниже травы, тише воды. Он предпочитает выполнить указания, сделать что-то по образцу, чем придумать свое «ноу-хау». Развивайте его воображение!

Если вы набрали 22—30 баллов

Ваш малыш крепко стоит на земле, хотя и в облаках полетать способен. В нем есть практический ум и мечтательность. Как раз то, что нужно! Он хороший наблюдатель и изобретатель.

Если вы набрали 13-21 балл

Ваш кроха живет в вымышленном фантастическом мире. У него необычайно богатое воображение, от которого он получает не только пользу и удовольствие, но и вред. Учите малыша жить на Земле, но при этом не забывать о звездах.

Материал подготовила: Туманова Н.А.

Воспитатель ДОУ № 7

г. Дубна

ПРЕДЕЛЫ ФАНТАЗИИ

РЕБЕНКА

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ