Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Центр развития ребенка» детский сад №51 «Родничок» Первой категории.                                                                                                       

Консультация по теме

«Проектирование предметно-развивающей  среды  по  музыкальному воспитанию с учетом ФГТ»

 

  

                                                                         

Чернявская Оксана Михайловна

Музыкальный руководитель

Первой квалификационной категории

 

 

 

 

с. Кагальник

2013 год.  

    (слайд) Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. (слайд)Выявлены средства педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке, развитию музыкальных способностей. Среди них применение методов, приемов, наглядных пособий, звуковых средств, которые помогают детям уяснить содержание и средства музыкальной выразительности. (слайд) С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности и личности необходимо создание условий и прежде всего предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию. Развивавшая среда и материальное обеспечение не тождественны, но связаны между собой, так как материальное обеспечение является основой развивающей среды. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка предметно-пространственная организация помещений детского сада должна обеспечивать полноценное развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечать их интересам и потребностям. 

        «Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

       Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

       (слайд) Музыкально-танцевальный зал оформляется с большим вкусом. Общий стиль зала может быть классическим, народным или типа обычного танцкласса. (слайд) Одну из стен можно сделать зеркальной. Смотря по обстоятельствам, убранство зала меняется.(слайд) Помимо фортепиано зал должен иметь возможность использовать народные и электромузыкальные инструменты, магнитолу или музыкальный центр, видеоаппаратуру, мультимедиа. Необходимо оборудовать зал звуковыми и световыми спецэффектами.

   (слайд)     В детском саду создана разнообразная по содержанию предметно-развивающая среда, которая постоянно пополняется и обновляется. (слайд)Подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, (слайд) магнитно-маркерной доски. Используются   маски, (слайд) костюмы  сказочных персонажей, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные, различные виды кукольного театра: (слайд) пальчиковый, теневой, кукла-игрушка, бибабо, марионетки, (слайд) музыкально – дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, (слайд) звуковысотный и тембровый слух, творческие способности. (слайд)  Музыкальным руководителем детского сада собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. (слайд) Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.

      Также  подобраны  иллюстрации, подтверждающие музыкальное воспитание, музыкальные ребусы и кроссворды, (слайд) альбомы с портретами композиторов, альбомы: «музыка в цвете», «я пою и танцую», музыкальные лесенки с набором попевок и маленькими персонажами, движущимися по ступенькам, карты-схемы для развития певческих навыков.

     Предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную деятельность детей и педагогов, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка.

     (слайд)  Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Музыкальная предметная среда должна быть сомаштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. (слайд) Имеются различные виды детских музыкальных инструментов . В младших группах это  могут быть ударные инструменты: бубны, барабаны, погремушки, маракасы; духовые: флейта, дудочка и др. Начиная со средней группы к перечисленным инструментам добавляется металлофон, ксилофон, кларнет, детские пианино, рояли, треугольники, музыкальные молоточки и др., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх. (слайд)  Помимо озвученных музыкальных инструментов желательно внести в музыкальный уголок неозвученные инструменты: балалайки, скрипки, гитары, фортепиано. Играя с ними, дети развивают свое воображение, музыкальную память, творческие способности.

            В отдельно оборудованном уголке могут находиться технические средства и предметы, используемые для озвучивания и музыкального сопровождения представлений. В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые  должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей. (слайд)  Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. (слайд)  Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр». (слайд) Помимо музыкальных занятий источником для самостоятельного музицирования также служат праздники, развлечения, посещение театра и кино, музыкальные впечатления, которые ребенок получает в семье.

    (слайд)   В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставит музыкальный руководитель.

      Используя музыкальную предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным:

Предметно-развивающая среда обеспечивает музыкально – эстетическое развитие детей и вне групповых комнат.

(слайд) Посещение “Музыкальной гостиной” в блоке специалистов.

Организуют воспитатели, музыкальные руководители.

Деятельность детей: (слайд)

- пение песен;

- слушание музыки; (слайд)

- танцевальные и игровые паузы;

- игра на музыкальных инструментах;

- музыкальные и хороводные игры;

- танцевальная импровизация;

- народные, хороводные игры;

- музыкотерапия;

- психогимнастика; (слайд)

- просмотр спектаклей, концертов, организованных старшими детьми;

- совместные подвижные, хороводные, народные игры:

- встреча с интересными гостями;

- чтение книг.

(слайд) Посещение видеосалона. 

Организует воспитатель, психолог, музыкальный руководитель.

Деятельность детей:

- просмотр видеофильмов слайдов;

- чтение:

- танцевальные паузы.

(слайд) Посещение комнаты игр.

Организует воспитатель. (слайд)

Деятельность детей: (слайд)

- танцевальные и игровые паузы;

- настольные и дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- музыкотерапия;

- психогимнастика;

      Предметно-развивающая среда содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

 Музыкальный      руководитель Чернявская Оксана Михайловна.