Представление моего педагогического опыта работы.

Детство – это летний ветер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство – это значит дети!

Дети – это значит мы! ”

Я хочу представить опыт моей работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

ЦЕЛЬ:развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

развитие речи детей;

учить детей действовать в уме;

приобретение детьми опыта совместной интеллектуально – творческой деятельности;

вызвать интерес у детей в образовательной деятельности

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

развитие речи детей;

умение действовать в уме;

развитие логического мышления;

развитие произвольных процессов;

развитие представлений об окружающем мире.

Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

1. Самое главное создать положительный психологический настрой.

А как это сделать давайте попробуем вместе:

Я ребенок, ты ребенок

У меня нос, у тебя нос

У меня щечки гладкие

У тебя щечки гладкие

У меня губки сладкие

У тебя губки сладкие

Я твой друг, ты мой друг

Мы очень любим друг друга.

Ну, вот положительный настрой создан, можно продолжать.

2. Не менее важно, чтобы ребенок развивался гармонично. А для этого нужно развивать не только умственные способности, но одновременно и физические, и творческие способности. Давайте подробнее остановимся на интеллектуальных и умственных способностях:

• Развитие мелкой моторики рук, которое повышает уровень организации мышления ребенка.

Какими методами и приемами я пользуюсь?

1. Игры с разрезными картинками и пазлами.

2. Игры с мелким конструктором.

3. Дорисовывание узоров.

4. Игры с крупами.

5. Пальчиковые игры – эта форма оригинальна и интересна:

• Развиваем память.

Как я это делаю:

1. Запоминание небольших стихотворений, текстов.

2. Игры «Что изменилось? », «Чего не стало? » Цель: помочь детям запомнить названия некоторых предметов мебели и их деталей (спинка, сиденье, ножки, полки); обратить их внимание на сходство ряда предметов (стул — кресло — табурет и т. д.); учить правильно согласовывать слова в предложении (убрали большое кресло; не стало большого кресла).

3. Игры на запоминание карточек – картинок.

4. Игры – тренировки (таблица из нескольких фигур, время запоминания 15 с) .

• Развитие восприятия.

Для этого использую в своей работе:

1. Игры на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже? »

2. Игры-опознания «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке? » и др.

3. Игры-дорисовывания «Дорисуй картинку» – угадать, что нарисовано и дорисовать до целого.

• Развитие мышления. Наглядно – образное.

Использую:

- Игры-обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова).

Игры-классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки), с объяснениями. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам – форма, величина, цвет; игра «Разложи на две группы» – разложить, без пояснений, карточки с изображением

Логическое.

Использую:

1 игры и упражнения на составление рассказов по серии картинок сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связанным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоциональных состояний героев, присвоение им имен.

2 логические игры «Продолжи ряд». «Заполни пустоты» и др.

• Развитие воображения.

Здесь можно использовать те игры, которые мы использовали при развитии восприятия, но самым главным, я считаю, является упражнение, когда ребенок может фантазировать сам. Например: «Нарисуй несуществующее животное» или придумай и нарисуй несуществующий предмет, а далее идет уточнение, какой предмет: посуды, мебели и т. п.

• Развитие внимания.

Оно у детей дошкольного возраста не велико 12-20 секунд на привлекательных картинках.

1. Игры с изменениями «Что изменилось? »

2. Игры с убиранием предметов «Чего не стало? »

3. Игры такого характера как «Веселый регулировщик» – я шагаю вправо, вы поднимаете левую руку, я шагаю влево, вы поднимаете правую руку. Вперед – один хлопок, назад – два хлопка.

2. Работа с родителями.

Сейчас я говорила о том, какими методами и приемами пользуюсь при развитии умственных способностей, но без помощи родителей добиться хороших результатов очень сложно. Я считаю, что в ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит – основой успеха являются родители. По данной теме я работаю не одна, мы работаем в паре с Яной Викторовной. И мы вместе придумали и разработали «План работы с родителями» в котором, есть четкие описания, и есть в нем и рекомендации для родителей, как заниматься с детьми, какие игры проводить и есть тесты на определение уровня развития.

Вы, наверное, обратили внимание, я везде использую в основном игровые методы работы, потому что именно в играх ребенок легко и быстро запоминает то, что может ему показаться скучным и неинтересным.

Неведомый мир обширный,

Детям открою я весело.

Самая в мире мирная –

Это моя профессия!

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 34 комбинированного вида

Представление

педагогического опыта работы

на конкурс

дошкольный педагог года 2013 года

Воспитатель

Хромова В.А.

2012год