МДОУ детский сад комбинированного вида №42

«Теремок».

г. Серпухов Московская область.

ПРОЕКТ

ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ТЕМЕ:

«АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА».

Воспитатель: Хрупова Татьяна Викторовна

ВИД ПРОЕКТА: среднесрочный.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: май – сентябрь.

ПРОБЛЕМА: сложная адаптация детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Обеспечить условия для быстрой и безболезненной адаптации детей до 3-х лет к условиям детского сада.

ЗАДАЧИ:

Установить доверительные отношения между родителями и ДОУ.

Осуществить адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ.

Сплотить коллектив родителей.

Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Родители, заведующая ДОУ, старший методист, психолог, воспитатели группы.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ: «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!»

(знакомство с персоналом детского сада, просмотр видеоклипов о жизни детей в рамках детского сада, экскурсия по саду).

КРУГЛЫЙ СТОЛ: « АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ».

Выступление психолога по теме: « Возрастные особенности психического развития детей до 3-х лет».

Выступление воспитателей по теме: «Как помочь ребёнку адаптироваться в дошкольном учреждении».

Памятки для родителей.

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ « ХОРОШО У НАС В САДУ».

( экскурсия по группе родителей и детей. Вопросы –ответы).Индивидуальные беседы и консультации.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:

Установлены доверительные отношения между родителями и ДОУ;

Положительные результаты по отношению адаптации.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приглашение для родителей

Дорогие родители!

Мы очень рады, что Ваш ребенок будет посещать наш детский сад. Мы надеемся, что у нас установятся хорошие отношения с Вами и Вашим ребенком.Мы приглашаем Вас на встречу для родителей детей раннего дошкольного возраста.

Памятка для родителей

Ваш ребенок поступает в детский сад

Оформляя ребенка в ясли, детский сад, родители часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо в яслях? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах, а теперь? Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с близкими и отказывается идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб воспитателям, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча, ведут их в детский сад.Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины такого поведения могут быть различные: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др. ‘Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка— ребенок), ограничен рамками семьи (отец, Мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с чужими определяют характер поведения. Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.После оформления медицинских документов не рекомендуется приводить ребенка в детский сад на целый день. В первые дни пребывание в течение 1—2 ч в незнакомой обстановке уже для него является достаточно большой нагрузкой. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок или в вечернее время, когда часть детей уже ушли домой и воспитатель может больше уделять ему внимания. В такие часы он сможет показать родителям и группу, где будет находиться ребенок, и спальную, и умывальную комнаты. Можно согласовать режим ребенка, рассказать больше о его привычках. В первые дни посещения недопустимо высказывать сожаления о том, что ребенка приходится отдавать в детский сад. Необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему бояться нечего, никто его не обидит. В часы присутствия в группе мама должна направить все внимание ребенка на окружающие предметы, игрушки, взрослых. А если она будет только вздыхать и еще крепче прижимать ребенка к себе, то только усилит его неуверенность, практически ее присутствие в группе не будет полезным.Важное значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, и т. д. На это надо обращать в семье постоянное внимание. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 г. 2 мес. надо воспитывать умение пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Он должен активно участвовать в раздевании, умывании.С 1 г. 6 мес. ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдать во время еды чистоту, пользоваться салфеткой. Надо научить его снимать расстегнутые и развязанные взрослым части своей одежды, называть одежду. К. 2 г. он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть, тихо себя вести за столом, в спальне. Таковы требования «Программы воспитания в детском саду», разработанной на научных основах. Ранний возраст считается оптимальным, т. е. наилучшим, для усвоения детьми навыков культурного поведения. Поэтому родителям необходимо создать соответствующие условия для их формирования, предъявлять единые продуманные требования, организовать так свое поведение, чтобы оно было достойным примером для подражания, обращая особое внимание на конкретность требований, их доступность, постепенное увеличение их содержания. На этом этапе важное значение имеет постоянное упражнение ребенка в осваиваемых действиях, поощрение за выполненное действие, положительная оценка.Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

Памятка для родителей.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?

1.Необходимо привести режим дня ребенка в соответствие с условиями детского сада.

2.Одевайте ребенка в соответствии с сезоном, не кутайте, больше времени проводите на свежем воздухе.

3.Учите ребенка пользоваться предметами обихода ( пить из кружки, держать ложку, пользоваться горшком,

вытирать руки полотенцем, активно участвовать в одевании и раздевании.)

4.Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки.

5.Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Расчитывайте свои силы, возможности и планы, не спешите с трудоустройством.

6.Определитесь, кто будет водить ребенка в детский сад, с кем он легче расстается.

7.Не затягивайте процесс расставания с ребенком, и тогда ему будет проще отпускать вас.

8.Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим. В саду много игрушек, там очень весело и интересно.

9.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников, никогда не пугайте ребенка детским садом.

10.Прследите, чтобы одежда ребенка была удобна, проста в одевании, не стесняла движения.

11.Взяв ребенка из детского учреждения, надо спросить в воспитателя, как ребенок ел, спал и, при необходимости, дома докормить или раньше положить спать.

12.После возвращения из детского сада чаще обнимайте малыша, ограждайте от любых отрицательных эмоций, создайте спокойную, благоприятную обстановку.

13.Больше давайте пить, так как с водой вымываются невротические шлаки.

14.Ограничьте новые впечатления( на время прекратить походы в цирк, театр, гости, сократить просмотр телепередач).

15.Гуляйте перед сном.

16.Хороший эффект засыпания дает нежное поглаживание головки и бровей ребенка, принятие теплой (не горячей) ванны перед сном.

В связи с тем, что в период адаптации в детском учреждении на центральную нервную систему ребенка падает очень большая нагрузка, Вам, родителям, надо очень бережно относиться к психике ребенка в этот период.

Если через месяц ваш ребенок ещё не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и постарайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психолог детского сада ждут Вас!

 График посещения «Легкая адаптация»

Фамилия имя

(дата, время)

(дата, время)

И т.д.

И т.д.

Режимный момент

Реакция ребенка

Режимный момент

Реакция ребенка

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,нравственного и интеллектуального развития личностиребенка в раннем детском возрасте».

(Закон РФ “Об образовании” Статья 18, п.1)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ.

“Здравствуй, детский сад!”

Цель. Ознакомление родителей с проблемой адаптации ребенка к условиям детского сада.

Задачи.

Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении ребенка в период адаптации к детскому саду.

Дать представление о педагогических целесообразных методов воздействия на малыша в период адаптации к условиям детского сада.

Дать рекомендации “ Подготовка ребенка к посещению детского сада”.

Содержание: Понятие “адаптация”. Показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению (эмоциональное состояние, общение с взрослыми и сверстниками, сон, аппетит). Памятка для родителей по подготовке ребенка к дошкольному учреждению.

Индивидуальная беседа “Особенности протекания адаптационного периода ”

Цель. Ознакомление родителей с особенностями протекания адаптационного периода каждого ребенка к условиям детского сада.

Задачи.

Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении каждого ребенка в период адаптации к детскому саду.

По мере необходимости дать индивидуальные рекомендации по улучшению адаптации ребенка к детскому саду”.

Содержание: Знакомство родителей с картами наблюдений каждого ребенка. Индивидуальные рекомендации для родителей по улучшению адаптации ребенка к детскому саду.

“Психологические особенности детей раннего возраста”

Цель: Дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста.

Задачи:

Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей раннего возраста.

Дать представление о ведущей деятельности раннего возраста – предметной.

Дать рекомендации “Правила общения взрослого с ребенком раннего возраста”.

Содержание: Важнейшие изменения в психическом развитии детей – формирование мышления, развитие двигательной сферы, появление первых устойчивых качеств личности. Важная характеристика этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающими. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение. Общение с взрослым. Представления о себе, первая самооценка детей.

“Влияние развития мелкой моторики на развитие речи и мышления”

Цель: Дать родителям представление о воздействии мелкой моторики на умственное развитие

Задачи:

Познакомить родителей о влиянии мелкой моторики на развитие речи и мышления.

Предложить примерные пальчиковые игры и игры с мелкими предметами, как один из способов развития речи и мышления детей.

Познакомить с приемами художественно – творческой деятельности детей.

Содержание: Теоретические основы влияние мелкой моторики на развитие речи и мышления. Пальчиковые игры как массаж и гимнастика для рук. Примерные варианты пальчиковых игр. Игры с мелкими предметами (варианты: игры с мозаикой, игры с пуговицами, с крупами, со шнуровкой, с косточками). Лепка (варианты: мячики, шарики, колечки и т.д.). Рисование с карандашами и красками (примерная тематика рисунков: дорога для зайчиков, травка, дождик, лучи для солнца, клубок для котенка, аквариум для рыбок, бусы и т.д.)

“Совместные виды деятельности взрослого и ребенка”

Цель: Помочь правильно организовать совместное взаимодействие с ребенком на содержательном уровне

Задачи:

Познакомить родителей с видами совместной деятельности с ребенком.

Предложить примерные игры с ребенком раннего возраста

Содержание: Виды совместной деятельности: Общение (с взрослыми и детьми) – развитие речи (беседа по картинкам, “Покажи где?” “Повтори за мной”, “Кто так кричит?”, “Покажи, где большой-маленький, красный-синий”; рассматривание игрушек; пение детских песен; ролевые игры (“Семья”, “Магазин”, “Парикмахерская” и т.д.). Воспитание (Чтение книг; знакомство с окружающим миром, правилами поведения). Игровая и художественно–творческая деятельность (игры с песком, водные игры, конструирование гаража, забора, ворот, дома, башенки). Двигательная активность детей (игры в прятки, игры в мяч).

“Организация игрового уголка для ребенка в условиях семьи”

Цель. Оказание помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей с учетом их возраста и интересов.

Задачи.

Познакомить родителей о роли игрушек во всестороннем развитии ребенка

Познакомить родителей с видами игрового оборудования.

Содержание: Качества игрового оборудования для всестороннего развития ребенка: полифункциональность; дидактическая ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей); эстетическая направленность; соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка. Игрушки и материалы дляразличных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной. Например: сюжетные игры и игрушки: игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей); игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы); различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков); игры с правилами: мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. – на физическую компетенцию; детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. – на умственную компетенцию; пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборныеигрушки, головоломки и др.; настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов); мячи, обруч, скакалку, кольцеброс – для развития быстроты двигательных реакций; набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. для развития координации и ловкости; различные массажеры, мелкие предметы (палочки, шарики для захвата пальцами ног) – для укрепления стопы и профилактики плоскостопия.