«Преобразование эколого-развивающего пространства

группы в контексте ФГТ»

(младший и средний дошкольный возраст)

В настоящее время, когда ФГТ изучены, появились ООП ДО, наступило время задуматься о тех смыслах, которые заложены в ФГТ,

которые должны реально войти в жизнь ДОУ и каждого ребёнка. Приоритет

общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГТ, означает, что

дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную

результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию.

Педагогическая деятельность дошкольного учреждения осуществляется по следующим программам:

комплексные программы:

«Детство» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина;

«Кроха» Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева

парциальные программы:

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева;

«Программа развития речи детей дошкольного возраста» О.С. Ушакова;

«Юный эколог» С.Н. Николаева.

Для успешной реализации ФГТ в нашем дошкольном образовательном учреждении организована специальная предметно-развивающая среда.

Эколого-развивающее пространство – это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

По нашему мнению, эколого-развивающая среда в детском саду способствует:

познавательному развитию ребенка;

эколого-эстетическому развитию;

оздоровлению ребенка;

формированию нравственных качеств;

формированию экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов детской деятельности.

Работу по данному направлению наш детский сад реализует через метод экологического проектирования, позволяющий интегрировать экологическое воспитание дошкольников в образовательные области.

На начальном этапе данной работы мы разрабатываем комплексно-тематическое планирование в соответствии тематикой, заявленной в основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения. Комплексно – тематическое планирование – особая форма организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени вокруг одной темы.

Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. Происходит связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, то есть – интеграция, обеспечивающая целостность образовательного процесса. И происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени интегрируются и различные виды детской деятельности.

Например, с 1 по 15 декабря в группах младшего и среднего дошкольного возраста реализуется проект «Здравствуй, зимушка-зима!» Вашему вниманию мы предлагаем примерное комплексно-тематическое планирования в данных группах.

Реализацию комплексно-тематической образовательной модели обеспечивает насыщенная предметно-развивающая среда, которой уделяется большое внимание. Всё содержание предметно-пространственной среды оформляется под тему проекта. Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды.

Важно отметить, что предметно-развивающая состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль.  В нашем дошкольном учреждении в группах младшего и среднего дошкольного возраста представлены следующие центры развития детей, но обращаем ваше внимание, что условиях ФГТ четкого зонирования в группе не предусматривается, т.е. вся предметно-развивающая среда в группе должна быть способна трансформироваться в любое время по необходимости:

центр двигательной деятельности

центр сюжетной игры

центр развивающих игр

центр познавательно-исследовательской деятельности, куда входит уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами

центр книги – это книжный уголок , игры и оборудование для развития речи

центр музыкально-театрального творчества

центр строительно-конструктивных игр

центр художественного творчества, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

центр трудовой деятельности

игротека

Обратите внимание, при планировании во 2 младшей группе прослеживается четкая тенденция экологизации различных видов детской деятельности. Наряду с организацией непосредственной образовательной деятельности в развивающую среду вносились тематические материалы и оборудование:

оформлен макет «Зимний лес»;

внесены дидактические игры «Какое время года» , «Найди по следу» , «Дикие животные зимой», «Кормушка»

изготовлены вертушки для проведения наблюдений

оформлена подборка художественных произведений Л. Ким «Первый снег», И. Токмакова « Как на горке снег», А. Барто «Снег», М. Познанская «Снег идет», Е. Благинина «Воробей», И. Никитин «Жгуч мороз трескучий», И. Белоусов «Первый снежок»

изготовлены атрибуты (шапочки снеговиков, снежинки и др.)

подборка иллюстраций на тему «Зимний лес»

выставка поделок из природного материала «Новый год»

В данном проекте в предметно-развивающей среде средней группе также произошли изменения:

для сравнения времени года используются 2 макета «Осенний лес» и «Зимний лес»

дидактические игры «Времена года», «Четвертый лишний»

функционирует метеостанция, где дети отмечают явления природы

оформлена выставка художественной литературы И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Снег», В. Фетисов «Зима пришла», С. Маршак»зима», И. Бурсов «Снежинки», М. Дудин «Деревья зимой», Н. Садовский «Снежинка», К. Назыров «Варежки на ветках», Р. Кудашова «Зима», З. Александрова «Снежок»

оформлена выставка из природного материала «Год Змеи»

В заключении мы хотим добавить, что материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду; они побираются сбалансировано, сообразно педагогической ценности.

Следует помнить: во всех взаимодействиях ребёнка с предметным миром посредником должен быть педагог, в руках которого находятся все нити управления процессом создания образовательной среды и её гуманизации . От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворённой предметная среда, захочет и сможет ли ребёнок освоить её.

И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая и постоянно изменяющаяся система.