РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Цель: Систематическое и целенаправленное ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями окружающего их мира, его законами, особенностями, свойствами, характерными признаками.

Разработала: воспитатель

Т.Г. Розанова

Уже в первые годы жизни дети активно познают мир, сами выясняют некоторые закономерности его развития.

Результаты педагогических и психологических исследований последних лет показывают, что возможности познания детей старшего дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений окружающего мира, но и их внутренние, существенные связи и отношения.

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения, связная и цельная система знаний, с помощью которой, дети действуют в окружающем мире.

В старшем дошкольном возрасте, речь детей становится диалогической, они обмениваются информацией, спорят, находят объяснения и обоснования, понимают и используют причинные отношения («потому что», «поэтому», «хотя».)

Развитие у детей старшего возраста элементарных естественнонаучных представлений необходимо на следующих принципах:

Обучающий и развивающий:

- обучение обобщенным способам обследования предметов, в результате которых, дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают их пространственные отношения, пропорции и т.д., овладевают отношением «предмет-система предметов».

2. Поисково-исследовательское познание:

– которое помогает детям обогащать свой опыт, приобретать познания в различных областях (физике, астрономии, географии, филологии, биологии), формировать детское экспериментирование с предметами как реального, так и мысленного.

3. Наглядности и символичности:

– переход от наглядных средств обучения через замещение, схематизацию и моделирование (овладение символикой) – обозначение предметов символами, понимание схем, построение моделей, используя предметы-заместители.

4. Самостоятельность и взаимодействие:

- развитие индивидуальных особенностей ребенка, его самостоятельной деятельности во взаимодействии с окружающим.

Задачи:

Развитие у детей астрономических представлений

- развивать элементарные представления детей о Солнечной системе и основных космических явлениях.

2. Развитие у детей географических представлений:

– рассказывать детям о Земном шаре, атмосфере, знакомить с глобусом, картами.

– знакомить с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле, наблюдать за природными явлениями (дождем, снегопадом, грозой, радугой).

– знакомить с разными видами ландшафта, ходить на прогулку в лес, на озеро, в горы, на реку и т.д.

– развивать представления детей о природных богатствах недр Земли (полезные ископаемые).

– рассказывать детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей, читать и рассказывать о видах поселения людей (город, село, поселок, о родном крае, поселке).

3. Развитие у детей представлений о физических свойствах окружающего мира:

– знакомить детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворимость и т.д.)

– знакомить детей с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

ЛИТЕРАТУРА:

Ф.А. Сохина «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» 1984г.

М. 1999 г. «Моя первая энциклопедия»

М. 1998 г. «Большая энциклопедия школьника»

М. 1999 г. «Большая энциклопедия дошкольника»

М. Монтессори «Космическое воспитание»

З. Максимова «Дидактические игры и упражнения по цвету»

Журнал «Обруч», 3,99 г., 1,98 г., 7,97 г.

Журнал «Начальная школа», 10, 1996г.

Журнал «Дошкольное воспитание»,6,1994 г., 6, 1998 г., 7, 2000г.

В.И. Ашиков «Про небо и землю», М. 1999г.

Г.Майорова «Игры и рассказы о космосе»

Е.П. Левтан «Малышам о звездах и планетах», М. 1993 г.

1 б л о к

Задачи: Развивать элементарные представления детей о Солнечной системе и основных космических явлениях.

Тема: «Солнце – большая звезда»

Старшая группа

Программное содержание: Дать детям представление о том, что Солнце это звезда, самая близкая к нам звезда во всей вселенной. Солнце – раскаленный шар. На солнце часто появляются темные пятна, они холоднее, чем раскаленная поверхность солнца. Смотреть на Солнце нельзя. Его свет настолько ярок, что может повредить зрение, ученые смотрят на солнце через лупу (дошкольное воспитание, 7, 1999г.)

Подготовительная группа

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с солнцем. И явлением в неживой природе – затмением, когда Луна закрывает Солнце. Дать понятие Солнечная система. Познакомить с профессией людей, которые изучают Солнечную систему – астрологи. Знакомить с богом Солнца – Апполоном. Древние люди верили в бога Солнца, которого звали Апполоном, они думали, что бог возит солнце в своей колеснице по всему небу.

Исследовательская деятельность:

- рассматривание иллюстраций Солнца, Солнечной системы, явления затмения

- показ на открытках Солнца и вращающихся вокруг него планет

- рассказывание легенды «Дракон, пожирающий Солнце (о затмении)», см. Энциклопедию.

- изготовление Солнца из теста «Улыбающееся Солнце» (см. Энциклопедию)

– опыты, игры (см. «Космическое воспитание», Монтессори).

Тема: «Сказка о солнечном лучике»

Старшая группа

Программное содержание: Объяснить детям, что в мире все взаимосвязано. Мы жители планеты Земля, зависим от Солнца. Мы видим Солнце, ощущаем его свет, форму, тепло. Без Солнца не было бы жизни на Земле. От него во многом зависит здоровье человека, его настроение.

К Солнцу нужно относиться уважительно и осторожно (умение загарать, может образоваться огонь) (Книга «Воздух, вода», стр. 76.)

Исследовательская деятельность:

- изготовление солнечных зайчиков при помощи зеркала

- наблюдение света и тени

- элементарные опыты по преломлению света («радуга в тазике с водой»)

- изготовление солнечных часов (см. Энциклопедию).

Тема: «Солнечная система»

Подготовительная группа

Программное содержание: Знакомить детей с тем, что вокруг Солнца вращаются девять планет, считая и Землю. Каждая планета движется вокруг Солнца по собственной орбите. Учить детей называть планеты, знать самые большие: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун и самую маленькую Плутон. Все планеты названы в честь богов (показ иллюстраций).

Исследовательская деятельность:

– изготовление планет из пластилина, (см. Энциклопедию)

- изготовление схемы Солнечной системы, планет, вращающихся вокруг Солнца (см. Энциклопедию)

Тема: «Глядя в небо»

Подготовительная группа

Программное содержание: Знакомить детей с тем, что люди немало узнали о нашей Вселенной, изучая ночное небо. Астрономы изучают небо только по ночам, когда небо темнеет. Люди наблюдают звезды в телескопы, устанавливая их на горных вершинах, вдали городских огней, где воздух прозрачен и не бывает облачности.

Исследовательская деятельность:

- изготовление звездного неба с самыми большими созвездиями.

Тема: «Луна и звезды»

Программное содержание: Дать знания о том, что Луна самая близкая соседка Земли. Мы видим Луну в небе потому, что она отражает солнечный свет, на Луне нет воздуха и воды, здесь не может существовать ничто живое. Рассказать детям о новолунии: когда Луна повернута к Земле своей темной невидимой стороной. Полнолуние – когда поверхность Луны освещена так, что она предстает перед нами круглой формы.

Исследовательская деятельность:

- рассматривание иллюстраций

- чтение легенды «Царь, который хотел прогуляться на Луну», (см. Энциклопедию)

Тема: «Картины в небе»

Старшая группа

Программное содержание: Дать понятие о том, что уследить за тысячами, звезд на небе, не просто. Чтобы сделать это, люди с древних времен группировали их в созвездия. Они получали имена в честь животных, другие в честь древних героев или богов. Если выйти вечером, ночью, то можно увидеть в небе тысячи звезд, ярко сияющих в небе.

Подготовительная группа

Программное содержание: Знакомить детей с тем, что Земля вращается вокруг Солнца и поэтому мы имеем возможность наблюдать различные созвездия. Объяснить, что в Южном полушарии, в южной части света, звезды более яркие, чем на Севере, Северном полушарии. Звезды расположены в небе группами, образующими фигуры. Древние люди зарисовывали их и дали им названия. Дать понятие о гороскопе (познакомить с днем рождения и знаком Зодиака, кто и когда родился, рассказать сведения из детского гороскопа).

Исследовательская деятельность:

- изготовление «прибора» для наблюдения за звездами

- домашнее задание: наблюдения за звездами вечером

- изготовление схем созвездий, (см. Энциклопедию)

- изготовление очков в форме звезд, (там же)

Тема: «Млечный путь»

Подготовительная группа

Программное содержание: Рассказать детям, что в лунную ночь можно видеть на небе белую полосу. Это – млечный путь, или большое скопление звезд – наш дом в космосе.

Исследовательская деятельность:

- изготовление Млечного пути, (см. Энциклопедию)

- чтение легенды «Человек, который повстречался с Солнцем», (там же)

Тема: «Кометы и метеориты»

Программное содержание: Дать детям, понятие о том, что Кометы состоят из каменных пород, льда и пыли. Когда кометы приближаются к Солнцу, у них образуется пылающий хвост. Метеориты – это падающие звезды, они частицы комет.

Исследовательская деятельность:

- рассматривание иллюстраций и фотографий

Тема: «Люди и космос»

Программные задачи: Познакомить детей с тем, что жизнь в Космосе отличается от жизни на Земле. В Космосе существует невесомость. И нет воздуха.

Люди, которые работают в космосе, называются астронавтами. Чтобы выйти из космического корабля, астронавтам необходимо надеть скафандр, снабженный баллонами с воздухом. Космический корабль конструируется так, чтобы обеспечить астронавтам максимальные удобства. Поэтому люди имеют возможность оставаться в Космосе в течение многих дней, недель и даже месяцев. Космонавтами называют космических путешественников. Перед полетом космонавты проходят специальное обучение, т.к. они летают в воздухе как воздушные шары. Первый человек полетел в Космос много лет назад. Это был Юрий Гагарин.

Исследовательская деятельность:

- рассматривание иллюстраций

- изготовление воздушной ракеты, (см. Энциклопедию)

- игра в лабиринт «Найди маршрут автоматической станции», (см. там же)

2 б л о к

Задачи:

- Рассказать детям о Земном шаре, атмосфере, знакомить с глобусом, картами.

- Знакомить с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле, наблюдать за природными явлениями (дождем, снегопадом, грозой, радугой)

- Знакомить с разными видами ландшафта, ходить на прогулку в лес, на озеро, реку и т.д.

- Развивать представление о природных богатствах недр Земли (полезные ископаемые)

- Рассказать детям о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей, читать и рассказывать о видах поселения людей (город, село, поселок, о родном крае, поселке)

Тема: «Земля и космос»

Старшая группа

Программное содержание: Дать детям элементарные представления о том, что наш дом планета Земля, на которой есть жизнь. Из Космоса видно как над Землей проносятся облака. А в просветы между облаками видны синие моря и океаны. Привлечь внимание детей, что на Земле много мест, где можно побывать, горы, пустыни, глубокие океаны, густые леса. Земля и все что на ней – это природа.

Подготовительная группа

Программное содержание: Дать знания, что Земля – это огромный вращающийся шар. Землю окружает слой воздуха, называемый атмосферой. На Земле есть жизнь, она круглая, красива и многоцветна. Дать понятие о глобусе – макет Земли, познакомить с картой (раскрытый глобус). Раскрыть значение цветов на карте и условных обозначений.

Исследовательская деятельность:

- наблюдение за облаками

- рассматривание глобуса, карты.

Тема: «Северный и южный полюса»

Подготовительная группа

Программное содержание: Дать понятие о том, что Земля постоянно вращается вокруг воображаемой линии, называемой земной осью. Эта линия как бы проходит через центр Земли и делит на два полюса, Северный и Южный.

Исследовательская деятельность:

- рассматривание карты

- изготовление карты головоломки, (см. Энциклопедию)

Тема: «Наша планета»

Программное содержание: Знакомить детей с тем, что из Космоса поверхность Земли кажется гладкой, в действительности это не так. Земля покрыта холмами и равнинами, горами и впадинами.

Исследовательская деятельность:

- наблюдение за горами в бинокль

- наблюдения поверхности Земли на прогулке (леса, горы, холмы, есть река, море)

Тема: «Земля, небо и ветер»

Старшая группа

Программное содержание: Познакомить детей с тем, что мы живем на внешней стороне планеты Земля. Вокруг нас и над нами – воздух, которым мы дышим. Дать понятие о явлении природы – ветре, о его пользе и вреде (сухая буря, ураган, ветер как движение воздуха, сквозняк).

Подготовительная группа

Программное содержание: Знакомить с тем, что Земля окутана невидимым слоем воздуха, как одеялом. Этот слой, называемый атмосферой, сохраняет для нас тепло Солнца. Кроме того, он содержит жизненно необходимые человеку газы, например, кислород, которым мы дышим. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Чем выше воздух, тем менее в нем кислорода.

Исследовательская деятельность:

- элементарные опыты с воздухом на прогулке, ( холодный, чистый, запах костра, машины и т.д.)

- наблюдения за ветреной погодой.

Тема: «Про воздух. Воздух и Земля»

Старшая группа

Программное содержание: Дать понятие, что воздух находится на Земле повсюду, даже в наших телах. Человек воздух не видит, не слышит, не чувствует его запаха.

Подготовительная группа

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с тем, что воздух изменяет погоду, сохраняет тепло, холод предметов, позволяет распространяться звукам. Воздух необходим живым существам.

Исследовательская деятельность:

- определение свойств воздуха – веса (взвешивание пустого и надувного шарика), объема (сжатие и расширение надувного шарика), надувной шарик лопнул, струя воздуха направляется в щеку, воздух выходит из шарика.

Тема: «Использование воздуха и ветра человеком»

Старшая группа

Программное содержание: Знакомить детей с причинами возникновения ветра, его ролью в жизни живых организмов и человека.

Подготовительная группа

Программное содержание: Помочь детям вспомнить, где и как человек использует воздух, ветер (надувной летающий шар, мельница и т.д.) Развивать желание беречь окружающую среду, умение разбираться, что загрязняет воздух.

Исследовательская деятельность:

- конструирование ветряной мельницы, (см. Энциклопедию)

- элементарные опыты: как определить загрязнение воздуха в своей местности (наблюдение растений, пыль на листьях и т.д.)

- образование ветра в группе (трубочки и листы бумаги, опыты с надувными шарами.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст