Программа кружка художественного творчества

«Чудеса фантазий»

для детей 4-6 лет

Срок реализации: 2012-2013, 2013-2014 уч.годы

Пояснительная записка

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. По мнению Л. С. Выготского и Б. Г. Ананьева различные виды художественного творчества имеют тесную взаимосвязь, истолкование которой объясняется теорией о сензитивных (особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом) периодах детского развития. Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в дошкольном возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Программа построена с опорой на передовые образовательные технологии с использованием инновационных методов работы: квиллинг, декупаж, объемная аппликация, квилтинг и т.п.

Актуальность программы.

Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.

В результате проведенного опроса и анкетирования родителей («Выявление потребности в развитии творческих способностей детей») была выявлена потребность в углубленном и целенаправленном развитии творческих способностей детей старшей группы МБДОУ детского сада № 186.

Анализ результатов мониторинга образовательного процесса, проведенный в средней группе, выявил недостаточную динамику развития интегративных качеств образовательной области «Художественное творчество». Только 48 % воспитанников создают выразительные композиции, раскрывают тему в художественно-образной форме. Остальные (52 %) испытывают трудности в использовании креативных видов творчества и создают лишь детализированное изображение.

Психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Но невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств, не владеешь определенными способами его преобразования. Ребенок, ориентирующийся в свойствах и качествах материала, владеющий разными способами преобразования разных материалов, может в своей самостоятельной деятельности выбрать материал и способ его преобразования в зависимости от задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных – дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Все занятия кружка направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Цель:

Содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной деятельности.

Задачи:

Интеграция образовательных областей

«Художественное творчество»

Осуществлять развитие продуктивной деятельности детей через различные виды художественного творчества.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов в творчестве.

Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.

Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

«Познание»

Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

Формировать целостной картины мир через художественные образы.

Социализация

Развивать игровую деятельность посредством воплощения замыслов и фантазий в процессе совместной работы.

Коммуникация

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе совместной творческой деятельности.

Развивать связанную речь, посредством обсуждения художественных образов и творческих замыслов.

Чтение художественной литературы

Формировать эстетическую сторону окружающей действительности через приобщение к словесному искусству

Музыка

Формировать эмоционально-художественные образы через развитие музыкально-художественного вкуса.

Настраивать на творческую активность посредством приобщения к музыкальному искусству.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

Бумага разного формата и цвета.

Цветной, гофрированный, люминесцентный, бархатный картон.

Бумага для оригами.

Гофрированная бумага.

Цветные салфетки для декупажа.

Акварельные краски.

Тушь разноцветная.

Пастель, сангина, уголь.

Гуашь.

Восковые мелки.

Трубочки для коктейля.

Ванночки с поролоном.

Баночки для воды.

Кисти круглые и плоские разного размера.

Салфетки.

Рамы разных размеров или пяльцы.

Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

Клей ПВА.

Фен.

Соль, сода.

Аптечный парафин или восковые свечи.

Краски по стеклу, пальчиковые краски.

Ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).

Кнопки.

Кусочки ткани для квилтинга.

Полоски цветной бумаги для квилтинга.

Поделочный бросовый материал.

Пластилин.

Тесто для лепки.

Липкая, монтажная лента.

Крупа разная, макароны фигурные.

Фольга, паетки, бусины.

Нитки для вышивания.

Срок реализации программы кружка:

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов. Содержание этапов составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий). Первый этап рассчитан на детей 4,5-5,5 лет (старшая группа), второй – на детей 5,5-6,5 лет (подготовительная группа).

Организационно-методические пояснения по проведению занятий с детьми 5-7 лет

Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.

Этапы обучения:

1 этап – (первый год обучения – старшая группа) «Фантазеры».

Цель:

Обучающая:

Сформировать технические навыки и умения использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию;

Познакомить с разнообразными изобразительными материалами;

Дать основы живописи, декупажа, квиллинга;

Показать нетрадиционные способы творчества.

Развивающая:

Активизировать интерес к творческим занятиям;

Формировать положительное отношение к различным видам искусств;

Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитывающая:

Воспитывать эстетическое отношение к окружающему и развитие творчества.

2 этап – (второй год обучения – подготовительная группа)

«Маленькие волшебники»

Цель:

Обучающая:

Знакомство с художественными особенностями квилтинка и видами апликации.

Приобретение умений и навыков работы в разных видах декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, художественная обработка ткани);

Применение различных видов декоративно-прикладного искусства в оформительской практике.

Развивающая:

Развивать творческое воображение;

Уметь пользоваться знакомыми способами изображения по бумаге и на ткани.

Развивать умение строить композицию, сочетать различные виды материала и декоративно-прикладного искусства.

Воспитывающая:

Воспитывать и развивать эстетической культуры;

Приобщать к организации предметно-пространственной среды и приобретение художественных навыков в разных видах декоративно-прикладного и оформительского искусства.

В качестве основных тем выступают времена года, на основе которых осуществляется календарное планирование, где каждое занятие является подтемой основной темы. Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования.

Программа рассчитана на 18 занятий в год (9 академических часов).

Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятий в старшей группе 20 – 25 минут, в подготовительной группе 25 –30 минут по подгруппам (8-10 человек).

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Примерный перспективно – тематический план занятий кружка художественного творчества «Чудеса фантазий».

1 год обучения:

«Фантазеры»

месяц

II неделя

IV неделя

Сентябрь

Октябрь

Тема: «Краска и цвет» (3 часа)

Почувствуйте себя волшебником

(предметная монотипия)

«Духи осеннего леса»

(поделки из природного материала)

«Шли по дорожке маленькие ножки» (печать кулачком, пальчиком)

«Осень золотая» (печать поролоном, кисть, гуашь)

Ноябрь

«Салют»

(набрызг)

Зимняя сказка.

(пейзажная монотипия)

Пластилиновые фантазии

«Снежок»

(работа с тканью, ватой, ПВА, манкой, солью)

Декабрь

Тема: «Линия» (1 час)

«Волшебные дорожки» (выдувание из трубочки)

«Узор на морозном окне» (восковые мелки, акварель)

Снежинки

(квиллинг)

«Новогодняя игрушка»

(аппликация с применением поделочного материала)

Январь

Тема: «Форма» (2 часа)

«Зима» (акварель

по-сырому)

Витражи(рисование по стеклу)

Февраль

«В гостях у сказки»

(пластилин)

Морские жители

(кляксография)

Март

Тема: «Композиция»

(0.5 час)

Тема: «Развивающее задание»

(0.5 час)

«Бабочка» (печать ладошкой, рисование пальчиком)

.

«Сказка в гости к нам пришла» (объемная аппликация)

«Подарок для мамы»

(декупаж)

«Весенние цветы»

(квилтинг)

Апрель

Тема: «Ритм»

(1 час)

«Цветение вишни» (печать пальчиком, кисть, гуашь)

«Веселые плоды» (пластилин)

«Моя семья»

(карандаши, фламастеры)

«Аквариум»

(акварель губкой)

Май

Тема: «Итоги» (1 час)

«В цирке» (рисование стружкой, клей, трафарет, паетки, нитки)

«Радужные рыбки» (печать ладошкой, пальчиком, фольга)

«Волшебные горы»

(размазывание слоев гуаши линейкой)

«Конкурс шляпок»

(аппликация, художественное оформление)

Основные требования к уровню подготовки детей 4.5-5.5 лет по программе.

В старшей группе были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:

Умение смешивать краски;

Наличие элементарных композиционных умений;

Изображение предметов и объектов разных форм;

Владение способами нестандартного раскрашивания;

Умение экспериментировать с изобразительными материалами;

Умение работать с пластилином.

Умение составлять аппликацию.

Умение использовать трафареты и печати при работе;

Умение декоративно оформлять готовую работу;

Использование навыков в самостоятельной деятельности;

Интерес к изобразительной деятельности.

2 год обучения:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст