Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 25 компенсирующего вида Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста по теме: «Зимние Олимпийские игры. Сочи 2014 год ».

Составила учитель-логопед

Шерле Марина Витальевна

Цель занятия: обобщить знания о Зимних Олимпийских играх: видах спорта, символике.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

Расширять представления о Зимних Олимпийских играх.

Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

Формировать понятийный аппарат с помощью вопросов.

Закреплять умение отгадывать загадки.

Совершенствовать грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, предложно-падежные конструкции).

Закреплять правильное звукопроизношение у детей.

II. Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Развивать фонематические процессы: восприятие, анализ, синтез и представления.

Развивать связную речь.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развивать общую, артикуляционную и тонкую моторику пальцев рук.

Развивать умение ориентироваться в пространстве «от себя».

Развивать межполушарные связи головного мозга.

III. Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к спортивным мероприятиям.

Воспитывать патриотизм и толерантность.

Воспитывать чувства сопереживания и взаимопомощи.

Воспитывать познавательный интерес к занятиям.

Оборудование: карта путешествия, таблички-символы в группе, карточка с вопросами, игрушки – Талисманы Олимпиады, глобус, пиктограммы зимних и летних олимпийских видов спорта, презентация к занятию на ноутбуке, сюжетные картинки, конверты со словами, разноцветные круги – звуки, простые карандаши, карточки к игре «Назови слово по первым звукам», факел, медали.

Предварительная работа: презентации по теме, беседы, рисунки-раскраски «Зимние виды спорта», аппликации пиктограмм зимних олимпийских видов спорта, конкурс детских и совместных работ по теме: «Олимпиада глазами детей», игра «Парочки» (пиктограммы зимних видов спорта).

Используемые технологии:

здоровьесберегающие технологии

личностно – ориентированная

технология создания проблемной ситуации

игровая технология

информационно-коммуникативная технология

Ход занятия:

I. Организация начала занятия.

Дети входят в группу вместе с учителем-логопедом, здороваются с гостями и находят Снеговика, у него письмо от Снежной Королевы и карта-план.

Педагог зачитывает письмо, мотивирующее детей на поиск факела с Олимпийским огнем.

- «Я – Королева Зимы, самая сильная и прекрасная, решила отменить Зимние Олимпийские игры в Сочи. Я спрятала ваш факел с Олимпийским огнем. Найдет его лишь тот, кто с Севера на Юг пойдет, задания выполняя по пути».

II. Основная часть.

- Ребята, что же нам делать? Ведь без Олимпийского огня не начнется Олимпиада!

Ответы детей.

- Да, вы правы, ребята, давайте найдем факел, но сначала хорошенько изучите карту путешествия. И первая дорожка-стрелочка просит вас сделать 4 шага вперед. Вот и первое задание. А выполнить его нам поможет вот кто.

Загадка:

Может кто-то не поверит

Любят холод эти звери

Шубок белых не снимают

В шубах спят, едят, играют

Даже в шубе рыбу ловят

Где вы видели такое

Если знаешь, то ответь

Это Северный едведь)

- Совершенно верно. Это белый медведь. И сейчас мы с Мишкой будем задавать вам вопросы, присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно.

Задание «Вопросы на засыпку» педагог спрашивает, дети отвечают, педагог показывает картинку.

1. Где появились Олимпийские игры? (При затруднении даются варианты ответов: Древняя Русь, Древняя Греция, Древний Египет)

2. Какая эмблема у Олимпийских игр? Что она означает? (А поможет нам ответить глобус, дети показывают 5 континентов)

Пять колец на флаге белом

Меж собой переплелись,

Будто все спортсмены мира

Крепко за руки взялись.

3. Назовите Талисманы Олимпийских игр в Сочи. (Белый Мишка, Снежный Леопард и Зайка.)

4. Вспомните девиз Зимних Олимпийских игр в Сочи. (Жаркие. Зимние. Твои.)

5. Биатлон, кёрлинг, скелетон, бобслей – это … . (Зимние виды спорта)

6. На что похожи сани в бобслее? (При затруднении: на горох, боб, помидор)

7. Чего больше клюшек или хоккеистов? (Поровну, столько сколько, одинаково)

- Молодцы ребята, а Мишка нам подсказал, что под льдиной есть еще задание. …, возьми карточку из-под льдины. Спасибо, откуда ты взял(а) карточку? Ответ ребенка.

- Посмотрите, ребята, на этой карточке дети тренируются, значит и мы должны сделать зарядку.

Физминутка

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики. (Дети выполняют движения по тексту)

Ножками топают,

Ручками хлопают.

Головками кивают,

Глазками моргают.

Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки.

Вдохнуть и потянуться.

Согнуться, разогнуться.

Присесть и встать.

И мило улыбнуться.

- Немножко отдохнули, а теперь следующее задание.

Игра «Четвертый лишний» (Дети называют лишнее и объясняют, почему, целыми предложениям. При правильном выборе картинка на экране крутится и звучит музыка)

- Вы замечательно справились, отправляемся дальше. Но, посмотрите, на карте обозначена топкая местность, болото. Что будем делать?

Ответы детей.

- Хорошо, будем передвигаться по кочкам. Дети шагают в чешках по массажерам для стоп (профилактика плоскостопия).

- Вот мы и добрались с Северного Полюса до нашей Средней полосы. Кто же нас тут встречает?

Загадка:

Пушистая спортсменка

Танцует и поет,

И в Академии Лесной

Отличницей слывет.

Прекрасная хозяйка.

Один из Олимпийских Талисманов(Зайка)

- Правильно, это второй Талисман Олимпиады. И Зайка тоже нам поможет. Смотрите, тут нарисованы символы – кружочки синий и зеленый.

Это игра «Твердый – мягкий» (Педагог произносит звуки, слоги, а затем слова. Дети делают шаг вперед, если слышат твердый звук в начале слова или шаг назад, если слышат мягкий звук)

- Лом, лёд, рёв, ров, нос, нёс, Даша, Дима, фигурист, футболист, бобслей, биатлон, кёрлинг, коньки.

- А сейчас немножко поиграем с Зайкой.

Пальчиковая игра «Зайки на лужайке» (Дети выполняют движения пальчиками, сначала синхронные, потом по-разному)

- А чтобы добраться до следующего задания нужно придумать предложения о спорте и спортсменах. Кто придумал, садится за парту.

Дети придумывают предложения, называют количество слов в предложении, составляют предложения из заданных слов. На доске фотографии зимних видов спорта.

Фигурист, коньки, кататься, на.

Лыжник, победить, соревнования, на.

Катиться, сноубордист, гора, с.

- А на столах задания в конвертах от самой Снежной Королевы, как вы думаете, что там за задание, если на карте вот такой символ.

Дети отвечают

- Все верно, надо прочитать слова, разделить их на части, поставить ударение и разобрать на звуки.

Дети выполняют звуко-буквенный анализ слов: глобус, талисман, лыжник, фигурист, биатлон, фристайл, спорт, дружба.

- И с эти заданием вы хорошо справились. И снова в путь. Чтобы быстрее добраться, нам нужен самолет.

Встаем на лыжи и катимся в аэропорт. Садимся в самолет.

- Самолет летит выше – ниже и мы поем громко – тихо.

УУУУУУ ууууууу УУУУУУУ уууууууууу

- Самолет приближается к грозовому облаку.

Игра «Капельки. Дождь. Гроза».

Дождик начинается – стучим одним пальчиком по ладошке

Дождь все сильнее и сильнее – стучим двумя, тремя, четырьмя и пятью пальчиками по ладошке

Ливень – хлопаем в ладоши

Гром гремит – топаем ножками

Гром затих – продолжаем хлопать в ладошки

Дождик заканчивается – стучим пятью, четырьмя, тремя, двумя, одним пальчиком по ладошке

- Дождь прекратился, и мы благополучно приземлились в южном городе Сочи. И кто же нас встречает.

Загадка

То не лев, не тигр, не кошка,

Хоть похож и не немножко.

Пусть не виден в нём азарт!

Это хищник – … еопард)

- А вот и третий Олимпийский Талисман. Наверное, он тоже нам поможет. Леопард подсказал, что за деревом есть еще задание. …, достань задание из-за дерева. Откуда ты достал(а) конверт.

Ребенок отвечает.

Игра «Назови слово по первым звукам»

Дети называют картинки, выделяют первые звуки и соединяют эти звуки в слово. (Слова: сани, игра, шайба, старт, финиш, зайка, мишка, сугробы).

- Вот мы и выполнили все задания, а где же факел?

На 1 табличке со словом сугробы нарисован факел, дети догадываются, что Снежная Королева спрятала факел в огромном сугробе, находят сугроб и факел.

- Спасибо вам ребята, вы проделали долгий путь, выполнили много заданий и нашли факел с Олимпийским огнем. Теперь Олимпиада в Сочи обязательно состоится.

III. Заключительная часть.

Стихотворение (педагог вместе с детьми)

Вся Россия рада!

У нас ОЛИМПИАДА!

Праздник спорта Мировой

Ожидает нас зимой.

Мы радушны, хлебосольны,

Ждем гостей и, тем, довольны!

Приезжайте, выступайте

И, конечно, побеждайте!

Ждёт вас множество призов.

Будь готов и будь здоров!

Звучит гимн Росси (1 куплет) (слайд картинка Олимпийских колец)

- Вот и закончилось наше путешествие. Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

- А меня порадовало то, что вы захотели помочь нашей стране, выполняли трудные задания, были внимательными и дружными. Может быть, когда вы вырастете, кто-то из вас станет великим спортсменом, и мы будем гордиться вами еще больше. (Раздаются медали участникам)