Применение различных игр – драматизаций на музыкальных уроках с детьми дошкольного возраста.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и “игры рядом” к игре в группе из трех – пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого “типичного” образа в игре-драматизации.

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры “для себя” к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные (“параллельные”) роли, к игре в группе из пяти – семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого “типичного” образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является “артист”, к игре, в которой представлен комплекс позиций “артист”, “режиссер”, “сценарист”, “оформитель”, “костюмер”, но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве “артиста”, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре “артистами” являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как “сценарист и режиссер” управляет “артистами”. “Озвучивая” героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой “рубежный” вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Задачи и содержание работы.

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку (“Веселый дождик”, “Листочки летят по ветру и падают на дорожку”, “Хоровод вокруг елки”).

• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель (“Катя, Катя маленька…”, “Заинька, попляши…”, В. Берестов “Больная кукла”, А. Барто “Снег, снег”).

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова “Елочка”; К. Ушинский “Петушок с семьей”, “Васька”; Н. Павлова “На машине”, “Земляничка”; Е. Чарушин “Утка с утятами”).

• Ролевой диалог героев сказок (“Рукавичка”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных (“Теремок”, “Кот, петух и лиса”).

• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам (“Колобок”, “Репка”) и авторским текстам (В. Сутеев “Под грибом”, К. Чуковский “Цыпленок”).

Игры – драматизации

Игры – имитации образов животных.

Игра – подражание «Кто живёт в лесу»

(Стихи читают дети по одному. Остальные дети делают движения по музыку.)

В берлоге зимой надоело храпеть, весною голодный проснулся…медведь.

Он ходит по лесу, еду себе ищет, грибы, корни, ягоды – мишкина пища.

(притопы ногами – низкий регистр)

Он по лесу скачет, за лето подрос. Совсем неприметный коротенький хвост. Но уши гораздо, гораздо длинней!

Видны из – за тонких, еловых ветвей! Кто зверь этот?

Дружно, ребята, скажите!… (заяц)

(шлепки – средний регистр)

Ходит хитрая плутовка, заметая путь свой ловко-

Рыжим хвостиком вильнёт и за кустик повернёт.

Далеко живёт в лесах ярко – рыжая…(лиса)

(взмахи кистями – штрихи легато)

Похож на собаку, но он не собака, хоть был он не раз и с собакою в драке. Он ищет добычу весь день напролёт…(волк)

(чередовать притопы и шлепки)

Этот рыжий акробат и грибу и шишке рад!

Скачет с веток быстрой стрелкой. Этот зверь зовётся…(белкой)

(чередовать хлопки и шлепки)

Самый маленький зверёк в норку крошки поволок.

Там он прячется в лесу, так боится он лису, волка, филина, ежа.

Ходит ночью чуть дыша. Голосок и тих, и тонок.

Где ты, маленький…(мышонок)

(хлопки пальцами – высокий регистр)

Колючий и круглый, на кактус похож. Лесной обитатель, таинственный…(Ёж). Ночами, когда ты в кровати уснёшь, выходит охотиться маленький ёж.

(показываем пальчиками иголочки и бег пальчиками)

Игра «Кто медведя разбудил»

1 группа – оркестр.

2 группа – звери.

Медведь (ребёнок с игрушкой)

Вступление (ф-но и детский оркестр)

Белки, зайцы и ежи пляшут на лужайке.

Воробьи, щеглы, чижи веселятся стайкой.

Только вдруг раздался треск (оркестр)

На секунду замер лес (оркестр)

Звери испугались, быстро разбежались (оркестр)

(выходит медведь)

Не хотел я вас пугать, а хотел потанцевать.

Не хотите танцевать? Ну, тогда пойду я спать.

Песня – игра « Зайки и ветерок »

Посмотрите, на опушке, ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Показались чьи-то ушки, ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Скок-да-скок, скок-да-скок.

Это заинька-дружок.

Вот запрыгал по лужайке, прыг да прыг, прыг да прыг.

Наш веселый белый зайка, прыг да прыг, прыг да прыг.

Скок-да-скок, скок-да-скок –

Зайка скачет на лужок.

Налетел холодный ветер, ой-ё-ёй, ой-ё-ёй!

Зайку нашего приметил, ой-ё-ёй, ой-ё-ёй!

Бедный зайка наш продрог…

Раз – и спрятался в сугроб!!!

Ведущая: Где же наши зайки, зайки-побегайки?

Так резвились и скакали, а теперь они… пропали!

Здесь лисичка пробегала и зайчишек испугала?

Дети: Нет!

Ведущая: Может, это был медведь?

Любит громко он реветь.

Дети: Нет!

Ведущая: Значит, волк здесь побывал,

Всех зайчишек распугал!

Дети: Нет!

Ведущая: Ветерок здесь пролетал

И зайчишек напугал!

Зайки, зайки, успокойтесь,

Ветерочка вы не бойтесь!

Выходите на лужайку –

Попляшите для нас, зайки!

(дети весело пляшут по показу ведущего под проигрыш).

Игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Сказка «Как заяц стал храбрым».

Ведущая: Жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нём: «Зайчишка – трусишка». Обидно было ему это слышать, но ничего он с собою поделать не мог.

(музыка, дети изображают трусливого зайца)

Всего зайчик в лесу боялся:

Как шумят деревья (ладошки потираем);

Как дует ветер (дуем на ладошки);

Как капают дождинки в лужу (треугольник);

Как долбит кору дятел (дерев. ложки)

Кукует кукушка ( дерев. палочки)

Упала с дерева шишка ( дерев. палочка)

Ведущая: Ну, какой же трусишка,

Этот бедный зайчишка!

У него каждый звук

Вызывает испуг…

Вот он в сторону – прыг!

Там лягушка в тот миг

Завопила: «Ква-ква!

Это мчится за мной

Зверь опаснее льва,

Я несчастная, ква!»

Тут зайчишка её успокоил, сказав:

«Ты не бойся меня!

Отнесу я тебя,

Где камыш и вода!».

И теперь тот зайчишка

Никого не боится.

Вовсе он не трусишка,

Оттого веселится.

(Пляска под музыку)

Ролевые диалоги на основе текста:

1. СЦЕНКА «Вот какой помощник»

Девочка: Почему ты, Ваня, во двор не приходил?

Мальчик: Помогал я маме, порядок наводил.

Девочка: Расскажи скорее, как ты ей помог?

Мальчик: До последней крошки съел большой пирог.

Нашёл пылесос, сам трубу прикрутил,

И пыльную бурю я в дом запустил.

Труба оказалась не с той стороны.

Девочка: Ну, расскажи, что ещё сделал ты.

Мальчик: Подарил я яркий фантик от конфеты.

И ещё нарисовал я в театр билеты.

Девочка: И что тебе сказала мама?

Мальчик: Что наделал я немало.

Ещё мама улыбнулась и поцеловала,

« О таком подарке я даже не мечтала»

Сюжетная игра.

«Непослушные башмачки» Т. Тетюнникова. По авторской программе «Элементарное музицирование».

Сборник «Уроки без мороки». Москва 2008г.

Цель: игровое обучение осознанному направленному движению в пространстве; эмоциональное развитие детей.

Задачи:

развивать навыки осознанного движения детей под музыку в пространстве: вперёд, назад, вправо, влево, вверх, вниз.

Развивать способности к элементарной театральной импровизации.

Развивать способность к быстрому переключению и перевоплощению в различные образы.

Создать условия для эмоционально – психологического раскрепощения детей во время игры.

История, которая лежит в основе сюжета, стимулирует детей с воодушевлением быть котом Томом, который приехал к своему другу Барсику, импровизационно выполнять все движения, перевоплощаясь при этом в самые образы. Дети развивают своё внимание, начинают осознанно выполнять движения в пространстве, взаимодействуют с окружающими. Они интенсивно учатся не только в процессе своего собственного творческого опыта, но и наблюдают за опытом других детей, непроизвольно сравнивая и запоминая.